Что такое эпоксидная смола и как с ней работать. Эпоксидная смола для заливки и творчества:

Идеальный материал для создания шедевров: эпоксидная смола для творчества и особенности её использования

Интересные предметы ручной работы всегда были в цене. И сейчас они притягивают завораживающие взгляды, возгласы восхищения и толпы желающих повторить и превзойти успех. Эпоксидная смола для творчества – это именно тот материал, который поможет любому креативному мастеру запечатлеть в своём творении целый мир или даже Вселенную. Вместе с редакцией Homius узнаем больше о том, что из себя представляет подобный материал, и как с ним работать.

Эпоксидная смола – что это такое

Эпоксидка − одна из разновидностей синтетических олигомерных смол, которая появилась на рынке ещё в пятидесятых годах. Она просто «ворвалась» в строительный мир, расширяя области своего применения год за годом. Столько десятилетий прошло, а эпоксидная смола не только остаётся популярной в своём классическом виде, но и становится основой для создания новых материалов, работающих в разных областях. Такую распространённость эпоксидка получила в первую очередь благодаря своим свойствам и эксплуатационным качествам.

Основные свойства эпоксидной смолы

Одно из особенностей, отличающих эпоксидку от подобных составов,является способность кристаллизоваться, образуя невероятно плотную структуру под действием отвердителя. Получаемый застывающий материал характеризуется следующими свойствами:

  • повышенная адгезия абсолютно к любым поверхностям – дереву, бетону, пластику, керамике, металлу, стеклу и прочим;

Стекло на бетонном основании, залитое эпоксидкой

  • хорошие диэлектрические показатели;

Застывшая и охлаждённая смола практически не проводит электрический ток, поэтому из неё любят делать оригинальные светильники

  • стойкость к воздействиям механического характера, температуры, химических веществ, воды;

Раковины из эпоксидки– дорого, долговечно и стильно

  • экологичность – не выделяются как при работе, так и во время эксплуатации какие-либо токсины или газы;

С помощью эпоксидной смолы получаются необычайно красивые и экологически безопасные украшения

Эпоксидная смола также по праву получила «звание» − самый доступный материал для творчества. С подобным составом легко и просто работать. Нужно просто приловчиться. Поэтому именно на ней останавливаются многие новички, желающие проявить свои дизайнерские навыки в различных творческих направлениях.

Область применения эпоксидной смолы для творчества

Как уже упоминалось, из эпоксидки делаются всевозможные изделия. Их условно можно разделить на несколько групп:

    Украшения – самые утончённые и нежные изделия ручной работы из подобной смолы. В силу того, что она хорошо сцепляется с любым основанием и не портит его, мастера приловчились делать «начинку» для своих украшений из засушенных цветов, насекомых, дерева, камня.

Маленький кусочек лета

Предметы декора, светильники – изюминкой любого интерьера, как правило, становится какая-нибудь стильная вещица, от которой взгляд нельзя оторвать. Именно такие изделия и создаются из эпоксидки и сопутствующих материалов, например, дерева, бетона, стеклянных шариков, морских раковин, гирлянд и прочих интересных вещиц.

Понадобится ни один час, чтобы понять, из чего сделаны подобные стильные вещицы

Мебель – одна из самых практичных предметов, которые можно изготовить с помощью эпоксидки. Кроме этого, подобная мебель несёт и декоративную нагрузку, придавая интерьеру или участку необычную красоту.

Стол из дерева и эпоксидки, навивающий морские мотивы

Посуда подобные изделия из синтетической смолы делаются, но не для постоянного использования. Больше для декора кухни, столовой.

Интересная чаша для фруктов

Вазы также частенько изготавливают из подобного синтетического материала. Такие изделия больше напоминают произведения современного искусства, нежели сосуды для цветов.

Необычная цветочная ваза

Рабочие поверхности это мегапопулярное направление в области творчества с эпоксидкой. Чаще всего делают столешницы в ванную, кухню, подоконники, фартуки и прочее.

Рабочая поверхность из пивных крышек

Хотя подобные изделия и изготавливаются из синтетических смол, для каждого типа работ предпочтительнее своя марка, обладающая определёнными свойствами.

Какой бывает эпоксидная смола для творчества

На сегодня существует более десятка видов эпоксидных смол. Отличаются между собой консистенцией, цветом, свойствами, плотностью эпоксидной смолы и прочими эксплуатационными характеристиками. Не все подобные составы используются для творчества. Рассмотрим основные виды подобного материала.

Характеристики популярной разновидности эпоксидной смолы ЭД-20

Наиболее «ходовой» маркой эпоксидки уже не одно десятилетие считается ЭД-20. В свою очередь, она производится первого и высшего сорта. Первосортный материал имеет повышенную вязкость и желтоватый цвет. Время её жизнедеятельности – не более 4 часов. Подобный синтетический продукт идеально подходит для применения в промышленности различного направления: авиа- , машино- , судостроение, электротехническая область. Зачастую эпоксидную смолу ЭД-20 применяют в качестве основы для клеев, герметиков, заливочных и пропиточных составов.

Изделие из технической синтетической смолы марки ЭД-20 первого сорта. Отличается мутностью и желтоватым оттенком

Другое дело − эпоксидная смола ЭД-20 высшего сорта, изготовленная специально для декоративных изделий. Характеризуется предельным уровнем прозрачности и хорошей вязкостью. С таким материалом довольно просто и приятно работать. Именно такой состав принято называть эпоксидной смолой для творчества. На рынке она представлена различными брендами производителей: от заграничных до отечественных.

Ювелирный компаунд ЭД-20

Самыми лучшими ювелирными смолами считаются такие марки, как Crystal Glass, Viva Dеcor, Epoxy. В зависимости от того, как их разведёшь, консистенция может быть густой или жидкой, но главное, что сам получаемый раствор без пузырьков и отлично принимает любую форму. Эти производители, как и прочие, выпускающие ювелирные компаунды, также работают со смолами ЭД-16, ЭД-22.

Прозрачная и цветная эпоксидная смола для заливки

Смотришь на работы из компаунда и удивляешься, насколько красивые и глубокие цвета у них. Где бы такой купить, и какая цена будет у эпоксидной смолы такого оттенка? Как уже говорилось выше, подобный синтетический состав бывает либо прозрачный, либо желтоватый, что последнее негативно отражается на эстетике изделия.

Читайте также:
Средство Крот для прочистки труб: Почему завоевал популярность? Инструкция + Фото и Видео

Для придания декоративности и дизайнерского цветового решения в изделиях из синтетической смолы выпускаются целые линии всевозможных пигментов и наполнителей. То, насколько ярким получится оттенок и равномерно промешается цвет, зависит от свойств приобретаемой марки компаунда и, несомненно, мастерства самого «творца». Поэтому только опыт и приобретаемые навыки помогут добиться нужных результатов.

Глитеры для эпоксидки

Колер для компаунда

Однако сравнительно недавно на российском рынке появился такой продукт для декорирования изделий, как мягкое стекло. Ещё его зачастую называют именно цветной эпоксидной смолой, так как в основе состава лежит именно такой синтетический материал. Представляет собой некую цветную пасту, предназначающуюся для нанесения на любую поверхность. При высыхании создаёт эффект маруанского стекла. Очень популярны такие составы при росписи стекла, создании витражей и прочих необычных вещиц.

Состав и компоненты для эпоксидной смолы

Обладая такими удивительными эксплуатационными характеристиками и уникальными качествами, все эпоксидные смолы, за исключением мягкого стекла, имеют одинаковый компонентный состав:

  • дифенилолпропан;
  • эпихлоргидрин;
  • едкий натр.

Для каждой марки компаунда пропорции вышеперечисленных ингредиентов различны. Также в рецептуру, в зависимости от получаемых характеристик, вводятся дополнительные добавки. По сути, если есть в наличии химические приборы, из чего делают эпоксидную смолу и определённые навыки, то изготовить в домашних условиях такой материал можно самостоятельно. Но только полученный состав будет жёлтый и вязкий, что для ювелирной работы не очень хорошо.

Вообще, эпоксидная смола – это двухкомпонентный состав из самого компаунда и отвердителя. Но также существуют и прочие компоненты, помогающие улучшить свойства смолы и качество конечных изделий.

Отвердители эпоксидной смолы

Отвердитель – неотъемлемый «спутник» любой эпоксидки и составов на её основе. Без такого раствора кристаллизация раствора просто не произойдёт. Если приобретаете специальную ювелирную смолу, то в комплекте с основным составом всегда идёт и подходящий к ней отвердитель. Если покупается компаунд отдельно, то в соответствии с его характеристиками подбирается отвердитель:

  • ПЭПА – самый дешёвый и популярный вид отвердителя. Работать с ним можно при комнатной температуре, и застывает он также при +23…+25°C примерно за 24 часа. Имеет слабый запах аммиака и вызывает раздражение при попадании на кожу. Однако легко смывается мыльной водой. Имеет желтоватый цвет и вязкость. Отличается мутностью. Хорошо работает со смолами марок ЭД-20, Epoxy-520 и прочими аналогичными составами. Не рекомендуется для заливки объёмных изделий;

  • CHS-Hardener P-11 (Telalit 0210) − это тот же ПЭПА, только более чистый. Не имеет мутностей, и он абсолютно прозрачный. Также менее вязок. Хорошо работает со смолой ЭД-20 и прочими ювелирными составами, но не рекомендуется применять при заливке объёмных изделий;
  • Epilox H 10-34 – модифицированный состав со средней вязкостью, по консистенции похож на обычное рафинированное подсолнечное масло. Абсолютно прозрачный. Работает при температуре +15°C. Хорошо подходит для заливки столешниц, наливных полов и прочих поверхностей;
  • Telalit-590 – «последнее слово» в области эпоксидных смол. Представляет собой отвердитель нового поколения, обладающий чистой прозрачной структурой и вязкостью, как вода. Работать с ним можно при температуре +20…+25°C. Идеален для изготовления объёмных изделий и поверхностей.

Отвердитель – обязательный композит любого компаунда. Однако, кроме него, существуют прочие составляющие для предания смоле дополнительных характеристик.

Пластификаторы для эпоксидной смолы

Пластификаторы – специальные добавки, устраняющие мелкие недостатки составов, наделяя их определёнными свойствами, например, разбавляют до нужной степени вязкости, устраняют ломкость, повышают прочность. А при заливке больших объёмов без пластификаторов просто не обойтись. Существуют различные виды подобных добавок:

  • S-7106 – сравнительно недорогой и качественный пластификатор, повышающий пластичность, гидрофобность, термостойкость и прочность эпоксидной смолы при застывании. Имеет абсолютную прозрачность;
  • ДЭГ-1 – это разновидность эпоксидных смол. Однако она является также отличным пластификатором, придающим компаунду эластичность. Имеет коричневый оттенок, но это не мешает делать с его использованием прозрачные изделия;
  • ДБФ – универсальный пластификатор, применяемый не только для разжижения компаундов, но и прочих синтетических составов, например, «холодного фарфора». Хорошо устраняет трещиносклонность. Но для удержания его в эпоксидке в пластификатор следует добавить предварительно аэросил. Смешанный компаунд с таким пластификатором может храниться долгое время в закрытой таре.

В специальной смоле для творчества уже присутствуют все необходимые пластификаторы и присадки. Поэтому стоимость у неё выше, и работать с подобным составом намного проще.

Растворители для эпоксидной смолы

Для снижения вязкости эпоксидки, которая увеличивается со временем, до применения современных пластификаторов применялись растворители. Сегодня же с этой практикой потихонечку «завязывают», так как подобные составы не так легко достать, стоит немало, да и переборщить с дозировкой очень легко, что отразится на качестве изделий. Поэтому всё чаще отдают предпочтение пластификаторам или модифицированным смолам, которые не нуждаются в растворителях.

Внимание! Для чистки инструментов, мытья рук и поверхностей от остатков смолы также необходимы подобные разжижители. Хорошо с этим справляется Уайт-спирит, ацетон, бензин. Но добавлять в готовые компаунды такие растворители крайне не рекомендуется.

Наполнители для эпоксидной смолы

В качестве наполнителя для компаунда может использовать практически всё что угодно. Некоторые из таких наполнителей придают изделиям не только декоративный вид, но ещё и дополнительные эксплуатационные качества:

  • разнофракционная мраморная крошка, измельчённый змеевик и гранит – дроблёный камень «под стеклом» всегда выглядел интересно, к тому же он даёт дополнительную прочность, поэтому часто именно такой наполнитель используют для заливки столешниц и полов;
  • кварцевый песок не растворим в эпоксидке, и с помощью его использования можно создать настоящее присутствие пляжа в комнате;
  • глитеры, алюминиевая пудра и красители – добавляют цвета и блеска любым изделиям;
  • цемент – своеобразный наполнитель, придающий бетонный цвет изделию и повышенную прочность;
  • древесная мука – хорошо повышает вязкость и применяется в основном, когда используют дерево и эпоксидную смолу в композите;
  • графитовый порошок и двуокись титана – хорошая альтернатива современным пигментам. Графит окрашивает смолу в чёрный цвет, а двуокись титана в кипельно-белый. Оба абсолютно безвредны и нетоксичны.

Внимание! Гипс, мел, тальк, зубной порошок и алебастр также зачастую добавляют в компаунд для придания ему белого цвета. Но подобные материалы гидроскопичны, что не очень хорошо отражается на эксплуатационных качествах изготовленного изделия. Поэтому лучше не экономить, а приобретать проверенные пигменты.

Как пользоваться эпоксидной смолой для небольших изделий

Целый мир в небольшом перстне

Читайте также:
Тиристоры: принципы работы для начинающих электриков простыми словами и 3 методики проверки их работоспособности в домашних условиях

Работать подобным синтетическим компаундом для опытных мастеров не составляет особого труда, так как такие составы стабильны при приготовлении и заливке. У новичков же могут возникнуть вопросы. Правильно говорят, что дьявол кроется в деталях. Именно его и «отыщут» на видео ниже, рассказывая, как работать с ювелирной эпоксидной смолой.

Работа с эпоксидной смолой для начинающих и профессионалов

Внешне большинство эпоксидных смол, выпускаемых для работы в быту, похожи на лаки разной степени густоты. Только, в отличие от лаков, банку с компонентом А можно оставить открытой на длительное время, но густеть или вообще засыхать смола от этого не станет – в этом и есть главное отличие эпоксидок от лаков, таких, например, как ХВ, НЦ, ГФ или ПФ. У тех засыхание или застывание происходит за счет активного испарения глинфталиевых, пентафталиевых или нитро-составляющих, из-за чего пленка после этого испарения значительно уменьшается в объеме, происходит усадка лака.

У эпоксидных материалов другой принцип застывания: в компонент А добавляется компонент Б, который запускает экзотермическую (с активным выделением тепла) реакцию полимеризации. Испаряться там нечему, а если какое-то, под воздействием повышения температуры, испарение веществ происходит, то им можно пренебречь: доля массы молекул, унесенных таким испарением, не превышает 0,001%.

На практике это означает, что если на ровную горизонтальную поверхность вылито небольшое количество смеси компонентов эпоксидки А и Б, то после застывания образуется не пленка, как от лаков, а выпуклая «линза».

Этапы работы с эпоксидным материалами

Первое, что потребуется для работы – емкость для смешивания компонентов, два шприца со снятыми иглами, сами компоненты А (эпоксидный компаунд) и Б (отвердитель, запускающий реакцию полимеризации и сам активно в ней участвующий, то есть это не катализатор — катализаторы в реакциях не участвуют). Понадобится также палочка-весло с плоским кончиком, такой кончик при перемешивании компонентов вызывает меньше пузырьков, которые нежелательны.

Из компонентов А и Б наиболее химически активным, а также, обычно, и более токсичным, является компонент Б, то есть отвердитель. Кроме того, он не такой густой, как смола (некоторые виды вообще жидкие, как вода). Поэтому, отмеривая для смешивания, из шприца его выдавливать очень плавно, чтобы брызги не попали на кожу или одежду. Не следует отмеривать компаунд и отвердитель одним и тем же шприцем – промаркируйте их, чтобы потом не перепутать функционально.

Пропорции смешивания отвердителя и смолы отличаются у разных производителей, поэтому экспериментировать с ними лучше не надо: недостаток отвердителя вызовет неполную полимеризацию смолы, а его избыток может вызвать резкое повышение температуры смеси, ее закипание, задымление и даже, возможно, самовозгорание.

Далее смешивают компоненты. Смешивание нужно делать, не прилагая энергичных усилий, чтобы избежать образования пузырьков. Дело в том, что консистенция смешиваемого состава напоминает мед, и воздушным пузырькам нужно время, чтобы покинуть толщу смеси. Это не всегда возможно, из-за того, что смесь может очень быстро густеть. Если наличие пузырьков воздуха критично – отливка может быть испорчена. Некритично наличие воздушных пузырьков только в массе эпоксидного клея, где эстетические критерии не нужны.

Так как полимеризация состава происходит на протяжении какого-то отрезка времени, с постепенно густеющим составом можно проделать некоторые манипуляции, если они нужны. Давайте рассмотрим стадии отверждения, чтобы понять, как и когда можно вмешаться в процесс:

  • Жидкая стадия. Смесь компонентов легко стекает с палочки-мешалки. Этот момент идеален для заливки любой формы, так как благодаря текучести смола хорошо заполняет мельчайшие углубления и шероховатости из-за своей повышенной адгезии (адгезия эпоксидки – это ее свойство прилипать к материалам и надежно сцеплять их друг с другом).
  • Напоминает густой мед. Обычно в это время, если масса смолы легла не тонким слоем, не линзой, а заполняет собой какой-то компактный объем, она саморазогревается, иногда весьма ощутимо, до 45-55°C градусов. Чем выше температура смеси, тем быстрее будет идти процесс полимеризации. Если вам нужно для чего-то затормозить это быстрое застывание, можно поместить форму, в которой происходит реакция, с больший по размерам сосуд с ледяной водой или даже с мелко колотым льдом.

Реакцию полимеризации эпоксидной смолы можно только затормозить. Обратить вспять ее невозможно: раз запущенный, процесс идет до конца, до полного застывания и превращения смолы в твердую отливку, если это нужно по условиям задачи и по заданным заводским свойствам.

  • Густой (засахаренный) мед. Наименее удобная стадия для каких бы то ни было манипуляций со смолой. Годится разве что для склеивания поверхностей друг с другом, да и то, если их плотно прижать, заставив смолу взаимодействовать с обеим поверхностями склеивания.
  • Переходная стадия от «меда» к «резине». В этот момент застывающий состав лучше вообще не трогать, чтобы не нарушить начавшиеся ветвится в толще смолы полимерные цепочки.
  • Резиновая стадия. Состав уже не липнет к рукам, вся масса компонентов А и Б вступила в реакцию, но твердость еще недостаточная. На этой стадии заготовку, если это позволяет ее форма, можно растянуть, перекрутить, или как-то иным образом деформировать. Правда, она, подобно резине, будет стремиться принять исходную форму, поэтому, если вы хотите ее видоизменить, то приданную деформацию нужно как-то зафиксировать.
  • Твердая фаза. Не гнется, не продавливается ногтем или палочкой. На ощупь как огрстекло или твердая пластмасса.
Читайте также:
Токовый трансформатор принцип работы

Время до полного застывания разное у разных производителей. Это связано с разным способами производства смолы, разными компонентами, из которых ее синтезируют, но в основном время полной полимеризации зависит от состава отвердителя. Существуют такие, которые работают при комнатной температуре, и время полного отверждения для них 24-48 часов, а окончательного – до недели или даже более.

Термины «полное» и «окончательное» означают, что в первом случае смола внешне на первый взгляд прекратила реакцию внутри себя, но на самом деле процесс продолжается, только крайне медленно, и уже почти без выделения тепла. Застывшая эпоксидка еще не получила все свои свойства, особенно прочность, еще не сформировалась окончательно.

На практике же, например, при заливке полов, 48-часового срока достаточно для начала эксплуатации объекта заливки.

Существуют и другие отвердители, так называемые «горячие». Смола, процесс полимеризации которой запускается с помощью таких отвердителей, максимум своих свойств проявит, если для отверждения применяют повышенную температуру, до 100°C и даже до 200°C градусов. При таких отвердителях и при таких температурах во время полимеризации создаются очень тесные и разветвленные полимерные цепи, а это означает, что застывшая отливка будет обладать повышенной прочностью, притом по всем параметрам: твердости, упругости, износо- и термостойкости. Только, конечно, в домашних условиях создать такие условия для отверждения смолы задача малореальная. Это прерогатива промышленных способов использования эпоксидных смол.

Но продолжим описание работы.Заливка эпоксидки в том виде, как это было запланировано: изготовляем линзу, заливаем форму, заливаем полы или заготовку.

К застывающей эпоксидной смоле просто притягивается висящая в воздухе пыль, поэтому нужно максимально защитить поверхности смолы, какого бы размера и формы у вас ни была отливка или заливка. Если же речь идет о залитых полах, то перед применением смолы сделайте влажную уборку, везде вытрите пыль, где это можно, и обеспечьте отсутствие сквозняков.

Далее следует дождаться полного отверждения смолы. Если она использовалась для заливки полов, то выждите еще 12 часов сверх рекомендованного для полного застывания времени: по таком застывшему покрытию уже можно будет двигать мебель. Подложив под части мебели, имеющие контакт с полом, суконные или войлочные прокладки.

Некоторые особенности

Рассмотрим некоторые нюансы и тонкости работы с полимерным составом.

  • Застелите рабочее место полиэтиленом: к нему смола не прилипает (нулевая адгезия). Так же, как не прилипает и никак вообще не взаимодействует с полипропиленом, резиной, силиконом, тефлоном и тефалем. Поэтому изделия из этих материалов эпоксидными клеями не склеиваются. Подстеленная бумага нижележащие поверхности не защитит, потому что смолой она сразу пропитывается насквозь.
  • Смолу можно окрашивать различными пигментами. Как специальными, но это дорого, хотя у них самое большое богатство цветов и оттенков, так и случайными: гелями и пастами из шариковых ручек, краской для фломастеров, принтеров и витражей.
  • Не работайте с эпоксидными смолами, если температура окружающей среды ниже 22°C градусов. Если на упаковке не указан другой, более низкий температурный предел.
  • В эпоксидную смолу не должна попасть вода, иначе не получится полноценного застывания. Если же по замыслу вода в смоле нужна, то нужно использовать для таких изделий не гидрофобные смолы, информация об этом содержится в аннотациях на упаковках.

  • При всей вязкости смол они очень текучи, поэтому не используйте смолу для покрытия объектов с вертикальными сторонами или имеющие выпуклости, с них она стечет вниз. Выходом может стать послойное нанесение тонкими слоями кистью. Чтобы смола не секла во время застывания, повышают температуру воздуха. Повышение температуры на каждые 5°C градусов ускоряют время застывания вдвое.
  • Если отливаются линзы, то обеспечьте идеальную горизонтальную поверхность с помощью уровня, чтобы линзы не были с одной стороны толще, чем с другой.

Небольшие, до 2,5 см в диаметре, линзы, тем более окрашенные с помощью пигментов, часто используют как элемент декора при наклеивании на стекло межкомнатных дверей. В отличие от стеклянных «камешков», они в 2 с половиной раза легче.

  • Если вы не хотите, чтобы отлитое вами изделие их эпоксидки пожелтело со временем, используйте смолы с УФ-фильтром.
  • Для работы с эпоксидными смолами понадобится респиратор налицо с фильтром для паров органических веществ и резиновые перчатки.
  • Если в залитой в форму эпоксидке вы видите пузырек воздуха, а он вам не нужен, то подуйте на это место в тонкую трубочку.
  • Если смола в виде смеси, а особенно чистый отвердитель, попали на руки, вытрите это место сухой тряпочкой, а затем протрите спиртом или ацетоном, если на него нет аллергии. Эти вещества прекрасно растворяют не застывшую эпоксидную смолу.
Читайте также:
Схема подключения заземления: какие нужны провода, виды и чертежи

В целом эпоксидная смола — это великолепный материал для всевозможных поделок и для использования в быту. Делать из нее дизайнерскую мебель все-таки накладно, для этого нужно иметь хорошо оборудованную мастерскую, с нагнетательно-вытяжной вентиляцией, возможностью для повышения общей температуры воздуха вплоть до 60°C градусов, места для размещения больших форм для отливок. Но вот залить дома хорошо подготовленные для этого полы, вполне по силам, или сделать дизайнерские столешницы для кухонного гарнитура, а также кухонный фартук. Правда, смолу для этого нужно будет покупать высокого качества.

Инструкция для начинающих по работе с эпоксидной смолой

С чего начать?

  • Эпоксидная смола дает огромный простор для творчества своими руками. Для начала нужно определиться, что именно вы хотите создать. Если опыта работы с эпоксидной смолой у вас нет, стоит начать с заливки простеньких украшений, например, колец или кулонов, прочих не крупных декоративных изделий.
  • Необходимо понимать, что эпоксидная смола выделяет токсичные соединения и неприятный запах, поэтому работу проводить нужно только в сухом и хорошо проветриваемом помещении. При наличии влаги в воздухе смола застывает гораздо медленнее, поэтому правильнее всего организовать рабочее место в небольшой теплой комнате.
  • Следующий этап – подготовка рабочей поверхности. Эпоксидная смола не приклеивается к целлофану, полиэтилену и силикону, поэтому на рабочий стол достаточно положить несколько прозрачных файлов для бумаги. Это даст гарантию того, что рабочая поверхность не запачкается. Для работы с эпоксидной смолой потребуется силиконовый или пластиковый стаканчик, весы или пара одноразовых шприцов и плоская палочка для размешивания.
  • Наливаем в стаканчик смолу и взвешиваем на весах, потом в этот же стаканчик добавляем отвердитель в необходимой пропорции (В конце инструкции приведены значения пропорций смолы к отвердителям, которые имеются у нас в продаже). К примеру: если соотношение смолы к отвердителю составляет 10:4, то наливаем 100 грамм смолы, а далее добавляем отвердитель, чтобы общий вес составил 140 граммов. Если используете шприцы, то в разные шприцы набираем смолу и отвердитель и аккуратно выливаем содержимое обоих шприцов в стаканчик.
  • Далее, палочкой, тщательно, перемешиваем. Затем, желательно, перелить смолу в другой стаканчик и снова перемешать, т.к. у дна и краев стаканчика смола может оказаться не перемешанной. Субстанция поначалу должна выглядеть как сахарный сироп, а после перемешивания стать полностью прозрачной.
  • В процессе работы в жидкости могут образоваться пузырьки воздуха. Надо выждать 10-15 минут перед заливкой, чтобы они вышли. Также, чтобы от них избавиться, можно поместить стакан с эпоксидной смолой в емкость с теплой водой с температурой около 60 градусов. При повышении температуры пузырьки воздуха поднимутся на поверхность и исчезнут.
  • Если вы желаете придать цвет вашему изделию, то необходимо добавить в получившуюся субстанцию пигментную пасту. Для получения прозрачных изделий рекомендуется вводить от 0,01 до 0,1% процента паст, для получения непрозрачных покрытий рекомендуется введение до 6% паст Полимер-О. (у других производителей паст и колеров соотношение может быть другим). Такое количество пасты очень трудно измерить, поэтому рекомендуем брать пасту на кончик зубочистки, добавлять в субстанцию, тщательно перемешивать и по необходимости еще добавлять пасту (зубочистку надо брать новую, чтобы не испортить пигментную пасту) пока не добьетесь желаемого результата окрашивания.
  • Работать с эпоксидной смолой рекомендуется в перчатках, дабы не запачкать руки. Если все же работаете без них и руки стали липкими, необязательно искать спирт или растворитель, достаточно помазать руки жирным кремом, хорошо потереть друг об друга, вытереть и кожа снова станет чистой.

Заливка

  • После размешивания эпоксидную смолу можно заливать в силиконовые формы. При заливке живых свежих цветов заливку необходимо начинать с центра к краям, подливая смолу небольшими порциями. Это поможет не допустить появления пузырьков воздуха, но, если они появились, их следует аккуратно проткнуть тонкой иголкой или обработать корректором для эпоксидных составов. Альтернативный вариант – прогрев поверхности феном, газовой горелкой, главное не переусердствовать и не повредить изделие.
  • Фурнитура для заливки должна быть идеально чистой и обезжиренной. Заливаемые предметы также следует подготовить: сухоцветы покрыть слоем акрилового лака или лака для волос. Картинки, мозаики, фотографии нужно хорошо приклеить к форме клеем ПВА, особенно тщательно промазывая края. Если этого не сделать, после заливки рисунок промокнет, и готовое изделие будет смотреться не очень красиво. В процессе работы нужно избегать попадания воды в смолу, потому что эпоксидка может приобрести неэстетичный молочный окрас, от которого потом никак не избавиться. Еще один важный момент – эпоксидная смола очень хорошо притягивает пыль, поэтому после окончания работы нужно поместить изделие в герметичную емкость и оставить там до тех пор, пока эпоксидка не застынет. В идеале найти какую-нибудь тару из стекла или пластика, чтобы наблюдать за процессом застывания.

У эпоксидной смолы есть три рабочие фазы

  • Первая фаза – жидкая. Пока смола находится в таком состоянии, у вас есть шанс исправить все возникшие проблемы: удалить пузырьки воздуха, поставить форму на ровную поверхность, чтобы не допустить сползание смолы и т.д. Жидкая фаза длится по-разному для каждой марки эпоксидной смолы.
  • Вторая фаза – текучая. Смола превращается в тягучую клееобразную субстанцию, на этой фазе предмет лучше всего не трогать и ждать третью фазу.
  • Третья фаза — это когда смола превратится в прочный полимер, который отлично обрабатывается ручным инструментом. Его можно пилить, сверлить, лакировать и шлифовать. Среднее время превращения эпоксидной смолы из жидкости в пластик составляет 1-2 суток, но обрабатывать изделие рекомендуется через 5 суток.
Читайте также:
Что такое декоративные жидкие обои и как с ними работать

Важно знать!

  • После полного застывания готовое изделие можно зашлифовать. Не стоит брать обычную наждачную бумагу, лучше приобрести водостойкую шкурку и проводить процесс в воде. Зашлифованное изделие рекомендуется покрыть дополнительным тонким слоем эпоксидной смолы, чтобы оно выглядело глянцевым. При необходимости сделать отверстие в смоле, предмет можно просверлить обычной дрелью, начиная со сверла маленького диаметра и постепенно увеличивая диаметр сверла до нужного – это позволит получить аккуратную дырочку без сколов по краям.
  • Эпоксидную смолу можно заливать слоями. Это поможет добиться эффекта выпуклости на предмете. Залив первый слой, нужно подождать несколько часов, пока смола не начнет густеть, затем нанести еще один слой. Эпоксидка будет находиться в текучей фазе, благодаря чему можно получить подобие купола на изделии.
  • Для того, чтобы у вас получилось красивое изделие из эпоксидной смолы, прочитать эту инструкцию недостаточно, т.к. какая теория без практики. Чем больше тренируетесь, тем лучше будет получаться, главное не стесняться и пробовать работать с эпоксидной смолой и ваши изделия и процесс их изготовления будут радовать вас!

Рекомендованные соотношения смолы и отвердителя:

  • С прозрачным: 10:4
  • В компаунде «Оптик»: 10:4
  • В компаунде “Resin Art»: 3:2
  • В компаунде «Hi Tech Epoxy»: 10:3,5
  • С 45м: 2:1
  • С ПЭПА: 10:1

Контакты

ООО «АРТика», ИНН 7202094759
625019, г. Тюмень, ул.Республики 212, пункт выдачи “ОЗОН”

Режим работы

будни с 10-00 до 21-00
выходные с 10-00 до 19-00

По указанным телефонам можно также писать в Viber.
e-mail:smolatmn@yandex.ru

Доставка

Почта России

Оплата

Вы можете оплатить заказ наложенным платежом, на карту Сбербанка, на расчетный счет, а также наличными или через банковский терминал в офисе.
У нас всё официально, можем выписать счёт и отправить все документы. После отправки заявки вы получите письмо с инструкциями по оплате и доставке.

Эпоксидная смола: Что нужно знать, прежде чем сделать первую работу

Приступая к работе с эпоксидной смолой важно учитывать много нюансов и тонкостей, в противном случае поделка может быть безнадежно испорчена. Конечно, нельзя предусмотреть и предугадать все, но для интересующихся эпоксидным творчеством попробуем раскрыть важные ноу-хау работы со смолой в разных техниках.

Для первых шагов в работе с эпоксидкой выбирайте поделки, которые не требуют большого расхода материалов. Предпочтительнее начинать с Резин арт или небольших объемных заливок. С Петри начинать не рекомендую, поскольку в этой технике помимо всего прочего нужно работать «вслепую»: вы не будете видеть ваше изделие, пока оно полностью не застынет, а значит с высокой вероятностью, не привыкнув к материалу, поделка будет неудачной.

На чем бы вы ни остановили свой выбор, есть несколько непреложных истин, одинаково верных в любой ситуации.

1. Всегда отмеряйте компоненты на весах и соблюдайте пропорции.

2. Не смешивайте много смолы за раз. Поскольку отвердение эпоксидки — процесс изотермический, то есть сопровождаемый выделением тепла, материал склонен к самонагреванию. Если смешиваете большой объем, смола может закипеть. Это в первую очередь касается густых смол и смол, которые быстро твердеют.

3. Пузыри — злейший враг эпоксидчика. Для борьбы с ними держите под рукой зажигалку. Удобно использовать зажигалки с длинным носиком. Но Осторожно: не пережгите смолу! Нагревать одно и то же место непрерывно нельзя!

Приведу несколько важных рекомендаций для работ в разных техниках.

Резин Арт

1. Начиная работать в технике Резин Арт, лучше начать не с изготовления моря и волн. Вопреки обещаниям производителей и красивым картинкам в рекламе, сделать красивую волну не всегда получается с первого раза. Все добавки, которые обещают имитацию морской пены, пузырей и прочего с вероятностью более 50% не дадут должного эффекта. Это может быть связано с тем, что у разных смол разная вязкость и состав. И вместо ажурной пены вы можете получить в лучшем случае просто белую полосу, а в худшем — расплывшуюся кляксу/не растворившийся до конца порошок и другие сюрпризы.

2. Лучше всего начинать работу с Резин Арт с абстракции. Это позволит вам познакомиться с материалом и привыкнуть к нему. Пожалуй, главная рекомендация здесь — не переусердствуйте с белым цветом! Если вы добавите его слишком много и неудачно раздуете феном, цвета начнут перекрываться белым и затем при попытках сдуть его обратно — смешиваться с ним. Это приводит к «размазанности» и эффекту грязи на картине. Также нужно быть осторожным и с другими цветами. Помните, что при слишком активном воздействии смола разного цвета также начнет смешиваться и создаст грязные пятна.

3. При создании картин используется густая смола, склонная к обильному пузырению. Так как слой заливки тонкий, пузыри легко удаляются зажигалкой. Достаточно провести ею поблизости один раз, и вы увидите, как они выходят и лопаются. При этом важно учесть, что нагревание разжижает эпоксидку и иногда это приводит к тому, что рисунок сдвигается.

4. Очень важный нюанс в работе с густыми смолами состоит в том, что у вас после смешивания материала будет не более 30-40 минут на то, чтобы создать рисунок. После этого эпоксидка загустеет до такой степени, что перестанет течь и смешиваться вообще.

Объемные заливки

При изготовлении объемных изделий не рекомендуется в начале делать слишком «высокие» заливки. Также если вы хотите использовать декоративные материалы в своей поделке, то нужно учитывать важные моменты.

Читайте также:
Солнечная форзиция: посадка и уход за декоративным кустарником

1. То, что вы будете класть в эпоксидку (если только это не гладкий пластик и не плотный гладкий камень) нужно сначала обработать эпоксидкой и дать высохнуть. Особенно это касается мха, дерева и цветов. Если предварительно их не обработать, образуется туча пузырей, которые застынут в толще изделия. Кроме того, от необработанных элементов могут отваливаться кусочки и пылинки, которые застынут там же, если их не вытащить.

2. То, что вы будете класть в эпоксидку не будет там спокойно лежать так, как вы это положите! Сухоцветы будут всплывать, тяжелые предметы — проваливаться. В связи с этим возникает определенная сложность с фиксацией декора во время застывания эпоксидки. При изготовлении простых изделий, например плоских картин, проблема решается заливкой в два слоя. Первый слой — для фиксации объектов на своих местах, второй «финишный». Поправлять элементы внутри застывающей эпоксидки чревато появлением мутности и облака пузырей в том месте, где вы нарушили структуру полимеризующегося материала.

3. Не пытайтесь фиксировать объекты при помощи суперклея. Он может вступить в реакцию с эпоксидкой и появится белый налет или помутнение. Если вы используете суперклей для фиксации внутри молда, он с высокой вероятностью будет испорчен, так как пары и мелкие капельки суперклея склеют молд с вашей поделкой намертво. Вынуть ее можно будет только выдрав кусок силикона из стенки молда. Для фиксации элементов лучше всего использовать эпоксидку (например остатки), можно воспользоваться также клеевым пистолетом, если это не испортит внешний вид изделия.

4. Для начала не рекомендуется использовать молды сложной формы. Чем больше у молда углов и изгибов, тем больше возможностей, что в них будет скапливаться воздух. Простые формы не только проще в отливке, но и меньше способствуют пузырению. Для объемных заливок новичкам я рекомендую сделать например небольшое объемное панно глубиной заливки не более 2 см или фигурку простой формы. Если вы хотите делать объемные фигуры, такие как куб, шестигранник и т.п. выполняйте работу послойно и тщательно продумайте все нюансы с самого начала.

5. Граница между слоями будет видна, даже если заливать неокрашенный материал и не дожидаться полного отверждения (то есть в любом случае). Поэтому следите за тем, чтобы «шов» не проходил по «лицевой» части изделия, иначе вы ничем не сможете его убрать.

Работа с эпоксидной смолой в домашних условиях — подробное руководство для начинающих

Что такое эпоксидная смола

Эпоксидная смола является синтетическим соединением, двухкомпонентным термореактивным жидким полимером. Но здесь мы не будем использовать сложный язык химии. Если просто, речь идет о продукте, состоящем из двух раздельных компонентов, предлагаемых в жидком виде. Первый компонент эпоксидки – это смола, второй – отвердитель. Чтобы не усложнять жизнь, большинство производителей просто называют их компоненты А (смола) и B (отвердитель).

Если смешать эти два вещества в строго указанных пропорциях, запускается химическая реакция – смесь выделяет тепло и постепенно затвердевает. Этот процесс называется катализ. По завершении химической реакции вязкая смесь превращается в прозрачный и твердый материал, напоминающий пластик.

Простота технологии литья и масса завораживающих фото в интернете превратили эпоксидку в популярный материал для творчества. Должным образом отреагировали и производители, сделав смолу более безопасной для бытового использования и улучшив ее физические свойства. Тем же, кто еще не в курсе, насколько эффектным может быть творчество из эпоксидки, рекомендуем посмотреть картинки по запросу resin art.

Работать с эпоксидкой несложно, но на первых порах обязательно будут неудачи и серии дефектов – это нормально. Внимательно прочитав нашу инструкцию, вы узнаете, на какие грабли наступают все начинающие эпоксидчики — избежите ошибок новичков, сохраните собственные нервы и килограммы смолы.

Чистые и модифицированные смолы: в чем разница?

Новичков сразу введем в курс дела. Все эпоксидные смолы условно можно разделить на две большие группы: чистые и модифицированные. Чистая эпоксидка привлекает ценой, но о худо-бедно приемлемом результате творчества с ней можно сразу забыть. Также это не лучший вариант для отработки начальных навыков, на котором стоит экономить. И вот почему.

Чистые эпоксидки – классическим примером является смола марки ЭД-20 – используют для технических целей. Ими армируют стеклоткань, заливают печатные платы, стабилизируют крупные трещины в древесине и т. д. На первый взгляд, техническая эпоксидка ведет себя как обычная смола. Но она гуще, хуже льется, в ней обильно образуются пузыри воздуха, которые очень плохо выходят. Чтобы получить заливку без пузырей, застывших в толще смолы, состав нужно вакуумировать – это сложно и на 100% не решает проблему. Саму смолу можно готовить только ограниченными порциями. При единовременном замесе большого объема выделяется много тепла и состав может закипеть. К слову, этому подвержены любые смолы, но здесь риски выше.

Технические смолы быстро сохнут. Заливка способна затвердевать в среднем за два-три часа. Кто-то расценит это как плюс, но это не так. Во-первых, быстрая полимеризация не оставляет времени для естественного выхода пузырей. Во-вторых, происходит резкий дисбаланс внутренних напряжений, из-за чего заливки часто лопаются. С учетом всех этих факторов получить худо-бедно приемлемый результат можно только на очень тонких заливках до 4-5 мм. Но даже это не спасет от последней проблемы: чистые смолы не могут противостоять ультрафиолетовому излучению и быстро желтеют.

Читайте также:
Установка дымохода своими руками из стальной трубы: инструкция монтажа

Модифицированные эпоксидки – это смолы с добавками, которые улучшают литьевые качества материала и эстетичность конечного результата. Мы рассказали о недостатках чистых смол, поэтому просто перечислим преимущества их конкурентов. Итак, вот основные достоинства модифицированных эпоксидок:

  • высокая текучесть и хорошие литьевые свойства (очень важно при заполнении пор и капилляров древесины);
  • высокая прозрачность;
  • низкое «запузыривание»;
  • универсальность: подходит для заливок толщиной от 1 мм до нескольких сантиметров;
  • высокая базовая прочность + минимальный риск самопроизвольных растрескиваний;
  • устойчивость к воздействию ультрафиолета (все эпоксидки со временем желтеют, но с качественными составами это происходит не так быстро, а само изменение цвета не столь интенсивно).
  • возможность замешивания больших объемов (хотя риск закипания смеси все же сохраняется).

Можно ли эпоксидной смолой залить живые цветы? Да, но чтобы результат был, действительно, качественным, нужно использовать состав, с высокой прозрачностью и текучестью.

Ну и куда же без недостатков — они есть у всех эпоксидок.

Свои сложности накладывает увеличенное время открытой выдержки. Даже у самых быстрых модифицированных смол высыхание занимает от 6 до 12 часов. На это время деталь нужно тщательно защитить от пыли, грязи и колебаний влажности. И если с относительно небольшими проектами это более-менее решаемо, то, например, с залитым слэбом все несопоставимо сложнее. Если этого не сделать, пылинки и мусор осядут на смоле, а того хуже – уйдут в ее толщу, и шлифовка уже не спасет. Резкий скачок влажности приведет к другой серьезной проблеме – образованию аминной пленки, о чем мы еще расскажем ниже.

Выходит боком и высокая текучесть смолы. Она лучше затекает во все неровности, впадины, трещины – это, безусловно, плюс. Но и расход материала становится в разы выше. Когда мы говорим о слэбах и других крупногабаритных заливках, решающее значение имеет герметизации опалубки и создание изолирующей подложки. Если модифицированная смола найдет малейшую трещину, она этим непременно воспользуется и начнет вытекать — вместо изделия будут залиты ваш верстак, пол и т. д. И, наконец, чем больше модифицирующих присадок, тем меньше итоговая прочность пластика. Об этом тоже не стоит забывать в погоне за смолой с идеальными качествами. А еще есть вопросы безопасности — об этом будет ниже.

Виды смол для творчества

Количество модифицирующих присадок определяет рабочие свойства эпоксидки. Когда-то все было менее замысловато и большую часть всех усовершенствованных смол просто назвали ювелирными (справедливости ради это термин и сейчас в активном ходу). Но спрос на эпоксидку растет, чем и пользуются производители, предлагая разные вариации своей продукции.

Сегодня можно встретить эпоксидку для рисования, для бижутерии, для малоформатных и крупных заливок разной толщины. Но такая классификация весьма условна. Нельзя сказать, что это маркетинговая уловка. Производители, действительно, корректируют присутствие конкретных модификаторов, чтобы сделать смолу более приспособленной для тех или иных задач. Например, эпоксидки для крупных заливок в меньшей степени подвержены закипанию при замешивании в больших объемах, а смола для украшений — прозрачнее и лучше «выпускает» пузырьки воздуха.

Woodschool рекомендует!

Эпоксидные смолы для рисования и создания украшений:

  • Creative ArtPro (750 г) — смола для рисования и объемных заливок среднего размера. Высокотекучая, быстросохнущая, не желтеет, хорошо высвобождает пузыри. Максимальная толщина единоразовой заливки – 10 мм.
  • Epoxy Crystal PLUS (580 г) — ювелирная смола с высокой текучестью и прозрачностью; не желтеет, не подвержена растрескиванию, хорошо высвобождает пузыри. Оптимальна для изготовления бижутерии и объемных заливок.
  • ResinArt №2 (1,5 кг) — высокопрозрачная смола средней вязкости, отлично подходит для рисования, обеспечивая хороший контроль при прорисовке сложных объектов. Также продукт оптимален для отливки небольших объемных изделий, заливок твердых наполнителей, создания тонких глянцевых покрытий.
  • Artline Monolith 5 Epoxy (1 кг) — эпоксидная смола для создания крупноформатных заливок; максимальная толщина единоразово заливаемого слоя – до 50 мм. Отличается медленной полимеризацией (до 5 дней).
  • EpoximaxX MixArt Resin (1,5 кг) — высокопрозрачная смола для рисования; благодаря своим самовыравнивающимся свойствам продукт отлично подходит для наведения тонких глянцевых покрытий.
  • ArtEpoxy (1 кг) — эпоксидная смола повышенной вязкости отлично подходит для рисования сложных объектов и плоских заливок с куполом. Может использоваться для изготовления украшений и объемных отливок небольшого размера.
  • Art-Pro Black 1,7 кг — очень густая смола, используемая главным образом для рисования абстрактных композиций типа «Море», «Космос», «Срез камня» и т. п. Эпоксидка обеспечивает хороший контроль рисования и предотвращает растекание картины в процессе полимеризации.

Сколько стоит эпоксидная смола

Работа с качественными смолами – хобби не из дешевых, по крайней мере, если иметь дело с крупногабаритными проектами. В среднем цена качественной модифицированной смолы колеблется от 1200 до 1600 рублей за килограмм. Да, с эпоксидкой всегда работают по весу, а не по объему, поэтому основная мера – граммы и килограммы.

Учитывая тот факт, что, например, на заливку полноформатных столешниц из слэбов расход смолы исчисляется десятками кг, дороговизна и высокая степень ответственности таких работ становятся очевидными. Большая часть косяков, возникающих при заливке смолы, являются необратимыми, поэтому перед тем как браться за те же столешницы, настоятельно рекомендуем выполнить три-четыре проекта поменьше.

Что такое деревянные слэбы и за что их так ценят в современном дизайне – читайте в этой статье.

Как работать с молдами: создание украшений из эпоксидной смолы

Эпоксидная смола – это полимерный материал, благодаря которому вы можете создать своими руками сотни удивительных украшений и других аксессуаров. В этой статье мы еще раз расскажем основные особенности подготовки эпоксидной смолы к творчеству и более детально расскажем об использовании молдов для заливки и создания ювелирных изделий.

Читайте также:
Стены каркасного дома: примеры слоев стен

Основные характеристики эпоксидной смолы:

  • создает абсолютно прозрачную твердую поверхность;
  • нетоксична после застывания;
  • обладает хорошими гидроизоляционными свойствами;
  • отличная износостойкость;
  • очень прочная.

Если вы решили купить эпоксидную смолу в строительном магазине, будьте осторожны: по ошибке можно приобрести эпоксидный клей, который не подходит для творчества. Кроме того, для создания бижутерии и аксессуаров годится только специальная ювелирная эпоксидная смола. В нашем каталоге вы найдете все необходимые материалы высокого качества от известных производителей.

Содержание

  • Как работать с эпоксидной смолой
  • Как приготовить смолу правильно
  • Какой декор для заливки в молды можно использовать?
  • Как залить смолу в молды? + видеоинструкции
  • Почему важно использовать специальные молды для смолы?
  • И еще немного советов при работе с эпоксидной смолой
  • Как отполировать готовое изделие?
  • Примеры готовых изделий из эпоксидной смолы

Как работать с эпоксидной смолой

При смешивании отвердителя и смолы происходит реакция полимеризации, во время которой выделяется некоторое количество тепла. Поэтому важно соблюдать технику безопасности.

  • Обязательно наденьте фартук, перчатки, респиратор, чтобы не надышаться парами и не запачкать руки и одежду (смола не отстирывается).
  • Желательно надеть защитные очки.
  • Рабочие поверхности застелите укрывной пленкой.

Если смола или ее компоненты попали на кожу, то следует как можно быстрее смыть их горячей мыльной водой или протереть жидкостью для снятия лака, содержащей ацетон. Чистую кожу промойте водой, высушите, нанесите жирный крем или вазелин.

При попадании в глаза промойте их в течение 15 минут чистой теплой водой и срочно обратитесь к врачу.

Как приготовить смолу правильно

Заранее выставите на стол все материалы и инструменты, которые могут вам потребоваться:

  • смола и отвердитель от одного производителя;
  • красители и декоративные элементы;
  • одноразовые шприцы (объем от 3 кубиков), иголки не нужны;
  • пластиковые одноразовые стаканчики, пластиковая тарелка или другая емкость для смешивания;
  • деревянный шпатель для размешивания;
  • молды для заливки смолы
  • зубочистки.

Повторно использовать емкости, шпатели и шприцы нельзя.

Первым делом внимательно прочитайте инструкцию производителя. У разных фирм способы приготовления могут различаться, но принцип везде одинаковый.

  1. Смешайте смолу с отвердителем в емкости. Отмеривать нужное количество удобнее всего с помощью шприца: вы будете знать точный объем и не потеряете ни одной капельки.
  2. Аккуратно перемешайте компоненты деревянным шпателем, двигаясь по кругу в одном и том же направлении, чтобы избежать появления пузырьков. Периодически оценивайте прозрачность смеси, просматривая ее на просвет с помощью яркой лампы.
  3. Во время смешивания вы почувствуете тепло, это нормальное явление, означающее, что идет реакция полимеризации.
  4. Дайте готовой смоле отдохнуть 20-30 минут. В это время подготовьте декоративные элементы. Если вы планируете добавить краситель, отлейте часть смолы в отдельный стаканчик и смешайте там.
  5. Если пузырьки все же появились, поставьте емкость со смолой в глубокую тарелку с горячей водой на несколько минут. Под воздействием тепла воздух поднимется на поверхность, и пузырьки исчезнут сами. В крайнем случае проколите их тонкой иголкой.

Какой декор для заливки в молды можно использовать?

Декор в виде единорога

Молды отлично подходят для того, чтобы делать украшения с любым объемным наполнителем: мхом, сухими цветами, ракушками, листиками, блестками и так далее. Соблюдайте золотые правила:

  • никогда не используйте плохо просушенные или свежие растения в качестве наполнителя. Они сгниют и превратятся в черную массу, неприятную на вид;
  • ракушки обязательно обезжиривайте;
  • витражные краски, поталь, блестки добавляются в небольшом количестве, чтобы не испортить свойства смолы.
  • Никогда не добавляйте в смолу более 5% (от общей массы) жидких и более 50% сухих наполнителей и красителей. Это влияет на качество готового изделия.

Выбор и руководство по использованию эпоксидных смол для творчества

Эпоксидка — универсальный материал. Средство применяют для изготовления наливных полов, различных сувениров и декора, на основе материала делают клей, шпаклевки, пластик, карбон. Широко используется эпоксидная смола для творчества: изделия получаются невероятно красивыми, их изготовление возможно своими руками.

Эпоксидная смола

Под смолой эпоксидной понимают олигомер, содержащий эпоксидные группы, которые отвердевают под воздействием специальных веществ — отвердителей. В чистом виде материал не может применяться для заливки, декоративных работ или покрытия различных изделий: уникальные свойства проявляются после контакта с отвердителем, который запускает процесс полимеризации.

Эпоксидка после отверждения безопасна для здоровья, не имеет запаха, прозрачная, но может быть легко окрашена в разные цвета. Готовые изделия не боятся воды, химикатов, щелочей. Путем введения разного количества отвердителя можно получать твердые и мягкие смолы, которые применяются для разных работ.

Область применения материала для творчества

После разведения эпоксидка будет некоторое время оставаться вязкой, жидкой, поэтому из материала можно заливать различные поделки, делать бижутерию, брелоки, аксессуары, использовать в рукоделии. Состав вливают в формы, а после полного застывания шлифуют и подрезают нужным образом. В окончание работы поделку можно декорировать в любой технике.

Как применяется эпоксидка в интерьере? Благодаря заливке можно сделать оригинальный светильник, вазу, картины и рамки для них, панно, изделия для ванной, кухни. Эпоксидной смолой оформляют барные стойки и столешницы, полки и подставки, мойки и раковины. Различные картинки под эпоксидку заливают прозрачной массой, создавая самые невероятные композиции.

Читайте также:
Что поставить в угол в коридоре

Какой бывает смола

Эпоксидка может быть разной по цвету. В зависимости от потребности выбирают прозрачную или цветную смолу.

Прозрачная

Смола без цвета (прозрачная) самая популярная в творчестве и иных сферах. Такой тип эпоксидки годится для изготовления 3D-картин, табуретов и столов, настенных панелей. Из прозрачного материала делают заливку гербария, ведь цветы в эпоксидке выглядят невероятно нежно, стильно. Можно залить массой живые цветки: розы, лилии, отдельные лепестки и листья растений в зависимости от идеи. Внутрь сувенира помещают и мраморную крошку, кусочки гранита и даже засушенных насекомых.

Прозрачность смолы позволяет применять материал в изготовлении рекламных изображений, скульптур и фигур, ювелирных изделий, красивых украшений — шариков для бус и четок, кабошонов, бантиков, браслетов. Из эпоксидки можно делать имитацию драгоценных камней.

Самые известные прозрачные смолы:

  1. Resin Art — масса для рисования прозрачная, применяется в живописи и иных художественных работах. Позволяет делать арт-объекты и рисунки, придавать картинам 3D-вид, обеспечивает им глубину и глянец.
  2. Magic Crystal-3D. Используется для создания вазочек, подсвечников, рукояток для ножей, различных фигурок, магнитов, корпусов часов, ювелирных изделий.
  3. Epoxy CR 100. Эпоксидка прозрачная, но применяется не для творчества, а в заливке полимерных полов. Продается большими упаковками.
  4. ЭД-20. Известная эпоксидно-диановая смола, может использоваться как для строительно-ремонтных работ, так и в создании разных предметов интерьера.

Подобные смолы реализуются в большинстве крупных магазинов товаров для творчества и художников, например, в Леонардо.

Цветная

Основное отличие цветных смол от прозрачных — в добавлении красителей. При изготовлении материала в состав вводят наполнители, придающие продукту определенный оттенок. Красящие компоненты реализуются в наборе с эпоксидкой, продаются отдельно или уже входят в основной состав, готовый для дальнейшего пользования. Цвета могут быть самыми разными: рубиновый, янтарный, топазовый, нефритовый и прочие, материал напоминает драгоценные камни.

Некоторые смолы включают люминесцентные или флуоресцентные добавки, неоновые пигменты, блестящие молнии. Оригинально выглядит эпоксидка с белой пудрой-диффузантом, придающей ей непрозрачный молочный вид.

Своими руками можно покрасить эпоксидную смолу, но получить цвет без хлопьев, замутнений довольно сложно. Для работы надо подготовить емкости, воду, сухой пигмент. Обычно на 10 мл основы хватает 5 – 6 капель красителя (его разводят по инструкции). Эпоксидку тщательно перемешивают и приступают к дальнейшим действиям.

Основные свойства смолы

Полимерная смола хорошо ложится на любые типы оснований, надежно сцепливается с металлом, фанерой, бумагой, деревом и прочими материалами.

Основные свойства эпоксидки:

  • высокая прочность, устойчивость к действию физических факторов и химических веществ;
  • непроницаемость для действия воды;
  • широчайший спектр применения;
  • минимальная усадка;
  • клеевые свойства;
  • эластичность, но твердость;
  • создание антикоррозионной пленки на металлических поверхностях.

Материал — диэлектрик, что позволяет применять его для заклейки, заливки и изоляции электрических деталей. Без добавления отвердителя эпоксидка хранится долго, не портится. При работе надо помнить, что полимеризация протекает при -15…+80 градусов, но оптимальная температура — от +18 до +25 градусов.

Состав и компоненты для смолы

Любая эпоксидка — двухкомпонентное средство, поскольку входит в рабочее состояние только после полимеризации (химической реакции с отвердителем). Как пользоваться смолой, всегда указывается в инструкции к конкретному средству. Можно менять пропорции отвердителя и основного материала для получения разного результата.

Для заливки ручки ножа, крышки для шкатулки, деталей лампы, часов и иных объемных изделий масса должна быть вязкой, потому отвердителя надо меньше. Для заливания бумаги и ткани, разделочной доски, фотографии, табличек с именами, отливки ступеней лестницы лучше сделать состав более жидким — потребуется больше отвердителя.

На состояние эпоксидки влияет не только количество отвердителя. При тщательном перемешивании всегда появляется большое количество пузырьков воздуха, которые портят конечный результат. Если от пузырей невозможно избавиться вручную, раствор придется нагреть.

Отвердители

Отвердитель — второй важный компонент двухкомпонентного материала. Только таким средством можно запустить процесс полимеризации. Важно применять строго отмеренную порцию отвердителя, иначе качество смолы снизится: пострадают влагостойкость, прочность, внешний вид.

Для придания стабильной структуры эпоксидке применяются ангидриды карбоновых кислот, диамины, сами карбоновые кислоты. Кислотные отвердители требуют нагревать раствор до +100…+200 градусов, применять их в домашних условиях сложно. Аминные отвердители использовать проще: средства вызывают полимеризацию смолы при комнатной температуре. Специальное оборудование для использования аминов не требуется, как и особые навыки.

Самые популярные марки растворов: ПЭПА, ДЭТА, RC-19, Epilox H10-40.

Пластификаторы

Введение пластификатора помогает придать готовому изделию способность не покрываться трещинами при физическом воздействии. Пластификаторы обеспечивают эпоксидке достаточную эластичность и возможность выдержать удар, заламывание. При заливке крупного изделия (например, фигуры, памятника) добавление пластификаторов обязательно, иначе трещины появятся уже скоро.

Лучшие пластификаторы для эпоксидных смол:

  1. Дибутилфталат. Средство ДБФ нужно вводить в минимальных дозировках, так как материал трудно смешивается с основной массой. Лучше подвергать смолу нагреву, иначе пластификатор может отслоиться.
  2. ДЭГ-1. Не подходит для прозрачных смол и тех материалов, цвет которых менять нельзя. Недостаток связан с оранжевым оттенком пластификатора. У средства есть плюс — вещество легко смешивается с эпоксидкой без нагревания.

Наполнители

Все наполнители вводят в уже готовую смолу. Бывают техническими и декоративными.

Первые придают вязкость слишком жидкому составу, что требуется для строительных и ремонтных работ (например, Аэросил, Микросфера, тальк, древесный порошок).

Вторые окрашивают эпоксидку, обеспечивают новую фактуру (например, кварцевый песок, черный графит, разные пигменты, блески, минеральная крошка).

Декоративные наполнители широко применяются в творчестве, позволяют рисовать смолой по холсту или бумаге, делать красивые заливки для цветов, шишек, иного природного материала, создавать украшения.

Читайте также:
Стены каркасного дома: примеры слоев стен

Растворители

Случается, что в ходе мастер-класса эпоксидка капает на одежду или готовое изделие. Нужно поторопиться и убрать подтек, пока материал не засох. Для этой цели всегда должен быть под рукой растворитель — ацетон, толуол, бутилацетат. Ими же можно развести эпоксидку, если состав получился слишком вязким.

Вводить растворы надо осторожно, ведь даже минимальное их количество сильно разжижает смолу. Чем больше растворителя в массе, тем меньшей прочностью материал будет обладать после отверждения. Цвет продукта может поменяться, как и степень его прозрачности. К минусам добавления растворителя относятся более длительное застывание смолы и риск появления микротрещин на поверхности.

Как пользоваться эпоксидной смолой

При заливке разных изделий нужно следовать технике работы с эпоксидкой для творчества. Особенно важно соблюдать рекомендованные пропорции основной массы и отвердителя.

Разведение эпоксидки с отвердителем

Любой производитель указывает точные пропорции компонентов на упаковке. Это делает процесс приготовления заливочной массы упрощенным.

Порядок работы со смолой:

  1. Немного подогреть отмерянную порцию эпоксидки, следя, чтобы материал не закипел (при кристаллизации нужно остудить смолу и еще раз прогреть до +40 градусов).
  2. Влить в смолу отвердитель.
  3. Хорошо перемешать компоненты между собой деревянной палочкой (электроинструмент применять нельзя, это вызывает появление большого количества воздушных пузырьков).

Приготовление и использование в большом объеме

Обычно значительные объемы эпоксидки бывают нужны для заливки предметов интерьера, мебели, покрытия столешниц и т. д. Трудности возникают с равномерностью массы, ведь перемешать ее непросто, как и подогреть, и поддерживать нужную температуру, пока смола не будет залита.

Обычно рекомендуется применять водяную баню. Максимально допустимая температура нагрева +55 градусов. При превышении этой отметки произойдет кристаллизация.

Использование для небольших изделий

Малые объемы смолы пригодятся для поделок — например, заливки рукояти для ножа, крышечек, бижутерии. Нагревать смолу для небольших порций не обязательно. Перемешивание делают холодным способом, реакция все равно произойдет нужным образом.

Обычно пропорция смолы и отвердителя составляет 10:1 или согласно рекомендациям производителя. Перемешивают смолу аккуратно, чтобы состав имел равномерную консистенцию без пузырьков воздуха.

Характеристика смолы ЭД-20

Это одна из самых недорогих и популярных смол на рынке. Технические характеристики хорошие, стоимость небольшая. К сожалению, смола имеет желтоватый оттенок и не может применяться для создания прозрачных ювелирных украшений. При добавлении пигментов можно придать эпоксидке красивый вид и нужный цвет. ЭД-20 может входить в состав клея, герметика, применяется для изготовления армированного пластика.

Если создавать заливку только из смолы и отвердителя, после сушки изделие может быть подвержено трещинообразованию. Это связано с изначальной жесткостью ЭД-20, невысокой эластичностью и довольно вязким составом. Решить проблему поможет введение пластификатора. Под действием огня смола начинает гореть, но не взрывается, поэтому не относится к наиболее пожароопасным веществам. Зато до высыхания состав вреден для человека испарениями из-за присутствия эпихлоргидрина и растворителя толуола.

Инструкция по применению ЭД-20: пропорции смолы и отвердителя

Перед введением отвердителя смолу желательно нагреть до +50 градусов — так вязкость рабочего состава нормализуется, заливка пойдет легче. Строго запрещено допускать попадание воды в смоляную массу (материал безвозвратно испортится). При необходимости повысить эластичность добавляют пластификатор в объеме не более 2 – 5 %.

Далее можно вводить в массу отвердитель. Температура смолы не должна превышать +30…+40 градусов во избежание закипания массы. Чаще всего на 1 часть отвердителя надо 10 частей смолы, но может применяться и иное соотношение — от 1:5 до 1:20. Отвердитель льют медленно, иначе тепловая реакция испортит смолу. К тем же последствиям приводит слишком большая порция отвердителя или изначально высокая температура эпоксидки.

Правила безопасности при работе

Чтобы работать с материалом без риска, нужно соблюдать элементарные меры безопасности:

  • применять только одноразовую посуду, которую затем можно будет выбросить;
  • использовать средства индивидуальной защиты: надевать на глаза очки, а на руки — перчатки, не забывать про респиратор;
  • при шлифовке изделия помнить про очки и респиратор;
  • при попадании смолы на кожу хорошо промывать место водой с мылом;
  • оборудовать вентиляцию в помещении.

к содержанию ↑

Стоимость смол

Купить материал можно в строительных магазинах или в отделах для рукоделия. Стоимость сильно разнится в зависимости от марки. Например, за 150 мл смолы Pebeo gedeo придется заплатить около 950 рублей, 300 г упаковка материала Crystal Resin стоит около 2000 рублей. Еще дороже смола Pebeo gedeo — 1600 рублей за 150 мл. Есть и более дешевые эпоксидки для творчества, например, Daily Art — 90 мл стоит 450 рублей.

Изделия из эпоксидной смолы

Из эпоксидной смолы можно создать самые разнообразные поделки. Например, на Новый год, 9 мая возможно изготовить подарки близким и друзьям своими руками. Красиво будет смотреться ваза с засушенными или натуральными цветками — даже обычный одуванчик придаст изделию нежный облик. Для ванной комнаты можно залить набор для мыла, щеток с рыбками, ракушками.

Красиво выглядят столешницы с элементами камня и дерева, мебель оригинального дизайна. Большую фантазию можно проявить в изготовлении бижутерии — сделать шар для подвески или бусины, сережки с крошкой, блестками, цветами. Эпоксидка — универсальный материал, дающий большие возможности для творчества, о чем давно знают опытные рукодельницы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: