Художественный образ в домашней обстановке

20 идей для домашней фотосессии

Почему люди так часто используют в обиходе фразы «уютно как дома», «домашняя еда»? Наше жилище — место, где нам хорошо, а еще это бездонный кладезь идей для домашней фотосессии. Все, что для этого нужно — профессиональный фотограф, которому вы доверяете, оригинальные сценарии фотосессии (пора осуществить свои давние задумки!) и позитивный настрой.

Итак, начинаем подготовку!

Особенности фотосессии в домашних условиях

Вы замечали, как много похожих фотосюжетов встречается в соцсетях и открытых источниках интернет-ресурсов? Вряд ли вам захочется примерять на себя «чужое платье» в интерьерах фотостудии, где вы будете скованы и зажаты. Дома и стены помогают!

Преимущества домашней фотосессии на вашей территории:

  • Вы можете заранее продумать и подобрать подходящий реквизит — не нужно особо мудрить, можно обыграть привычные подручные вещи;
  • Свобода и раскрепощенность — ключевые составляющие удачной фотосессии;
  • На долгую память сохранятся не только ваши образы на фото, но и обстановка, дух вашего дома;
  • Реализуйте свои амбиции, раскройте все грани своей индивидуальности, чтобы спустя десятилетия восхищаться своей смелостью и улыбаться, глядя на уникальные фотоснимки.

Не забудьте накануне привести в порядок свое жилище: убрать с глаз все лишнее или, напротив, разбавить интерьер дополнительным декором. Взгляните на свой дом как бы со стороны: где вам хотелось бы позировать? Удачный ракурс, хороший свет — гарантия того, что фотографии получатся на славу.

Не стесняйтесь озвучивать фотографу свои пожелания, собственные идеи. Так вы получите истинное удовольствие в процессе фотосессии, а также от конечного результата.

Как подготовиться к фотосессии?

Как любое ответственное мероприятие, фотосессия требует предварительной подготовки. Следуя нехитрым правилам, вы легко справитесь с поставленной задачей.

  • Макияж: уделяем особое внимание коже! Вы же не хотите выглядеть на фото уставшей, с «синяками» под глазами и жирным блеском на коже? Воспользуйтесь матирующими средствами для лица, но не перебарщивайте. Для макияжа используйте привычный набор средств из своей косметички либо обратитесь к услугам профессионального визажиста. Желательно проверенного. «Дебютный» макияж может стать горьким разочарованием, сопровождающимся словами мастера: «Я Вас так вижу».
  • Прическа: легкие волны, кудри с эффектом небрежности, блестящие длинные волосы — идеальный вариант прически для юной девушки, молодой женщины. У вас короткая стрижка? Прекрасно! Слегка небрежная укладка будет в самый раз — мало кто ходит по дому с начесом, закрепленным для надежности лаком для волос. И помните — вам должно быть комфортно, камера моментально поймает малейший дискомфорт.
  • Одежда и обувь: полная ревизия гардероба за неделю до дня съемок — отличная возможность подготовить несколько ярких, стильных образов для фотосессии. Смело комбинируйте вещи, примеряйте перед зеркалом — крутитесь, позируйте, экспериментируйте с образами. Поверьте, вас ждут удивительные открытия! Доставайте из антресолей ветровую шляпу, винтажные шелковые перчатки, бабушкин ридикюль из крокодиловой кожи — все это может пригодиться. И не забудьте о туфлях на высоких каблуках, а также комфортном белье по размеру (в идеале — телесного цвета).
  • Правильное настроение: постарайтесь выспаться, накануне избегайте обильной трапезы и употребления алкоголя. Возмездием станет отекшее лицо, «помятый» внешний вид. Обязательно позавтракайте — съемки могут затянуться!

А теперь заряжаемся хорошим настроением, вдохновением, включаем все свое обаяние, шарм и начинаем!

Идеи для домашней фотосессии

Одна из особенностей домашней фотосессии заключается в том, что вы имеете уникальную возможность проявить себя в различных образах. В привычной обстановке проще расслабиться, раскрепоститься (особенно людям застенчивым, скромным), проявить свои эмоции, индивидуальность.

1. Образ хозяйственной девушки

Как может выглядеть прилежная и старательная домохозяйка? Со скалкой у плиты и симпатичным фартуком, завязанным на тонкой талии? А вот она уже присела передохнуть с изящной чайной чашкой в перерыве между хлопотами, кокетливо закинув ногу на ногу.

На следующем фото девушка достает из духового шкафа великолепные булочки, на третьем — сервирует стол для романтического ужина, на четвертом — усердно пылесосит, эффектно повязав на голову яркую косынку с задорными «ушками». А если на хозяюшке надето кокетливое домашнее платье или коротенькие шорты с топом… Она будет выглядеть очаровательно!

2. Образ плохой девочки

Это настоящая провокация — дерзкая, смелая, на грани фола.

Сделайте яркий, вызывающий макияж, используйте в качестве реквизита бутылку виски, рома, пепельницу и другую атрибутику «порочной жизни», но без явных перегибов.

Одежда из кожи, джинсовой ткани будет в самый раз. В качестве «изюминки» добавьте провокационную татуировку (импровизированную, разумеется). И никаких мягких диванов или пуфиков: выбираем ракурс с видом сверху, на фоне гладкой стены из кирпича, декоративной штукатурки. Взгляд — дерзкий, вызывающий, немного надменный и одновременно холодный. «Вот она, я! Вам что-то не нравится?»

3. Романтизм

Вы удивитесь, но индивидуальный образ гораздо интереснее, тоньше отражает чувственность, любовь, внутренние переживания, чем в дуэте с партнером.

Читайте также:
Стеновые панели для кухни, виды - фото примеров

Заберитесь с ногами на подоконник, согрейте дыханием стекло и нарисуйте милое сердечко. Или лягте на кровать в обнимку с любимым плюшевым мишкой. Зажгите свечи, подумайте о чем-нибудь приятном — не прячьте эмоции! Чем «теплее» ваш образ, тем реалистичнее вы на фото.

Прическа, макияж, одежда, аксессуары — самые простые, без претензий. Солирующую роль играют ваша душа, чувства, внутренний мир.

4. Спорт

Вот он, ваш «звездный час» обладательницы подтянутой стройной фигуры! В процессе домашней фотосессии можно и нужно хвастаться прекрасной физической формой, спортивными талантами!

Надеваем одежду, максимально подчеркивающие все ваши прелести: купальник, теннисную юбку, шорты, обтягивающий топ. В качестве атрибутики используем любой имеющийся инвентарь — гантели, скакалки, мячи.

Кстати, если вы освоили упражнение «планка» или шпагат — самое время это продемонстрировать!

5. С семьей

Ах, эти милые семейные фото! Счастливые родители, улыбающиеся розовощекие малыши, бабушки, дедушки в привычной домашней обстановке… Глядя на них несколько лет спустя, вы будете вспоминать не только родные лица, но и мамину любимую картину над камином или кота, который любил спать у папиных ног, свернувшись клубком.

На семейных фото основной идеей считается единение: все рядом, вместе, в одной связке. Не стоит садиться в ряд на диване — лучше расположиться на полу в непринужденных позах, обняться. Очень удачный ракурс сверху, когда семья ложится горизонтально на пол, примкнув друг к другу головами.

Главное — семейная домашняя атмосфера и искреннее проявление чувств.

15 способов сделать свой домашний образ стильным и уютным

«Быть красивой не только в общественном месте, но и дома» — девиз многих современных модниц. Для некоторых дам дом является, также местом, где они не только отдыхают, но также работают и занимаются своими творческими делами, поэтому опрятный и трендовый внешний вид поможет дамам почувствовать себя уверенно даже в домашних условиях. Если вы еще не знаете, как правильно составить свой домашний образ, мы покажем на конкретных примерах, как добиться «ВАУ» эффекта.

Базовые джинсы свободного кроя для домашнего и уютного аутфита можно комбинировать с вязаным топом, а также оверсайз кардиганом.

www.pinterest.com

Шелковую пижаму, украшенную рюшами, стилисты предлагают нам в холодное время года носить в одной комбинации с оверсайз вязаным кардиганом.

Объемная рубашка + трикотажные шорты + любимые носки с контрастным принтом — также можно назвать безупречным домашним образом.

www.pinterest.com

Трикотажные шорты + объемный кардиган — уютный и теплый домашний комплект одежды, в котором вы будете на высоте.

Клетчатая хлопковая пижама — это также выигрышный наряд, который поможет модницам любого возрастного диапазона выглядеть на все 100% в уютной домашней обстановке.

www.pinterest.com

Толстовка в актуальный принт «tie-dye» + белые джинсы с высокой посадкой — идеальный вариант домашней одежды, в котором вы будете чувствовать себя уверенно, встречая с работы любимого человека или принимая долгожданных гостей.

Ни для кого не секрет, что джинсы это универсальная вещь, которую легко комбинировать с любыми стилистическими аутфитами, следующий домашний образ яркое тому доказательство. Выглядеть дома стильно, опрятно чувствуя себя при этом уютно, вам поможет следующее сочетание вещей: джинсы + кардиган оверсайз размера + базовая однотонная майка + многослойное украшение.

www.pinterest.com

Трикотажные костюмы, которые покорили сердца модниц всех возрастов в 2020 году также можно использовать в качестве домашней одежды. Оверсайз размер, а также качественный состав позволят вам чувствовать себя предельно комфортно и тепло, выполняя домашние дела. В современной индустрии моды можно найти огромное количество стильных трикотажных костюмов, которые удовлетворят пожелания всех дам.

www.pinterest.com www.pinterest.com www.pinterest.com www.pinterest.com www.pinterest.com www.pinterest.com www.pinterest.com

В чем вы предпочитаете ходить дома? Делитесь в комментариях под данной статьей своими вариантами домашних стильных образов.

К проблеме художественного образа в дизайне интерьера Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Трусов Юрий Викторович

В статье рассматривается специфика понятия « художественный образ » применительно к дизайну интерьера , приводятся результаты анализа интерьеров ряда художественных стилей (готика, барокко, классицизм, модерн), выявляются методы и приёмы формирования образа интерьера в рамках того или иного стиля.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Трусов Юрий Викторович

Текст научной работы на тему «К проблеме художественного образа в дизайне интерьера»

К проблеме художественного образа в дизайне интерьера

В статье рассматривается специфика понятия «художественный образ» применительно к дизайну интерьера, приводятся результаты анализа интерьеров ряда художественных стилей (готика, барокко, классицизм, модерн), выявляются методы и приёмы формирования образа интерьера в рамках того или иного стиля.

Художественный образ, отражение, форма, содержание, ассоциации, дизайн, интерьер.

To an artistic image problem in design of an interior.

In article specificity of concept «artistic image» with reference to design of an interior is considered, results of the analysis of interiors of some art styles are resulted (the gothic style, baroque, classicism, a modernist style), come to light methods and receptions of formation of an image of an interior within the limits of this or that style.

Читайте также:
Требования к дымоходам для газовых колонок

An artistic image, reflexion, the form, the maintenance, associations, design, an interior.

В современной России интерьер – одно из динамично развивающихся направлений профессиональной деятельности в области дизайна. Сегодня в обществе сложился достаточно высокий спрос на разработку и создание новых интерьерных объектов (интерьеров кафе и ресторанов, квартир и офисов, магазинов и т.д.). Организация их пространства должна удовлетворять требованиям целесообразности, надежности, удобства, с одной стороны, и целостности художественного впечатления – с другой. Понятие художественный образ как форма воспроизведения, истолкования и освоения жизни путем создания эстетически воздействующих объектов имеет непосредственное отношение к искусству интерьера.

В Большой Советской энциклопедии 1974 года издания отмечается, что в онтологическом аспекте художественный образ является фактом идеального бытия, объектом, надстроенным над своим материальным субстратом. При этом он до известной степени безразличен к исходному материалу, но использует его имманентные возможности как знаки собственного содержания. То есть в семиотическом аспекте художественный образ выступает как знак, средство коммуникации в рамках данной культуры. Он каждый раз заново реализуется в воображении адресата, владеющего «ключом», культурным «кодом» для его опознания [1].

В гносеологическом аспекте художественный образ есть вымысел, а в эстетическом -организм, в котором нет случайного или лишнего и который производит впечатление красоты именно в силу совершенного единства и конечной осмысленности своих частей.

Выделенные аспекты художественного образа демонстрируют его причастность сразу многим сферам познания и бытия, которые имеют отношение к внутренне сущностным проблемам дизайна. Он тесно связан с содержанием его объектов. Так, в частности, искомое содержание интерьерных объектов в значительной степени определяется теми образами, которые возникают в сознании дизайнера как духовный

материал эстетического выражения. Вследствие сказанного, образ можно рассматривать как результат воображения и, вместе с тем, внутренний предмет изображения.

Через образное представление устанавливается связь пластической материальной формы с эмоциональной ее основой, связь внешней организации формы с ее содержанием. Большой вклад в теорию образа был заложен в научных разработках отдела теории и истории дизайна ВНИИТЭ, возглавляемого С.О. Хан – Магомедовым. В частности, вопросам художественного образа в дизайне посвящен сборник «Конструкция, функция, художественный образ в дизайне» (1980 г.), в котором рассматриваются

общетеоретические и художественно-композиционные проблемы в рамках рассматриваемой темы.

Так, в частности, Г.Л. Демосфенова в статье «К проблеме художественного образа в дизайне» отмечает, что «образ – средство мышления, некоторое психическое, предметно отнесенное образование, порождаемое нашим сознанием в процессе столкновения с действительностью. Образ существует в «представленном» пространстве, имеющем свою геометрию и временные связи» [2: 31]. Автор рассматривает дизайн как разновидность художественной деятельности, сознательно относящейся к форме вещи как к выражению определенных смыслов. «Деятельность по созданию образных языков, связанную с поисками пластических средств выражения образа в материале, мы называем художественной деятельностью, образ, являющийся результатом такой деятельности и выраженный пластически совершенно, – «художественным образом», а особое восприятие действительности, при котором происходит порождение образов, соотнесенных с их пластическим выражением, художественным восприятием действительности» [2: 32].

Образность объектов дизайна строится на основе обобщенного, опосредованного отражения закономерностей жизни, конструкции вещи, способа ее производства. Средства выразительности, к которым прибегает дизайнер, рождают ряды ассоциаций, а не аналогию с чем-то конкретным. Образ объекта дизайна не отсылает нас к неким явлениям действительности, лежащим вне дизайна, а несет в себе достаточно сложную, а иногда и не однозначную метафору.

Художественному образу в дизайне отводилось важное место в «Методике художественного конструирования», разработанной во ВНИИТЭ. В частности, авторы книги отмечали, что «в подавляющем большинстве дизайнерских решений высокий художественный эффект достигается не за счет изобразительности, а благодаря глубокому проникновению в сущность вещи и воплощению этой сущности в адекватной форме» [3: 17]. В этой же работе содержится определение художественного образа дизайн-объекта как «. .неразрывного, взаимопроникающего единства чувственного и логического, конкретного и абстрактного, внешнего и внутреннего, формы и содержания» [3: 6].

Цель дизайнерской деятельности авторы «методики» видят в том, чтобы, опираясь на образный подход, «воссоздать в проекте гармоничное целое», посредством которого реализуется определенный коммуникативный процесс. В процессе потребления вещи воссоздается дизайнерские концепции (образ) этой вещи. Потребитель тем самым вступает в диалог ее автором. Вещь становится знаком целостного художественного контекста, образом действительности в силу механизмов осмысления ее содержания.

Вопросам образа в дизайне был посвящен ряд работ В.Б. Барышевой, Н.В. Воронова, Г.Л. Демосфеновой, Е.В. Жердева, А.В. Иконникова, Г.Г. Курьеровой, Е.Н. Лазарева, В.Ф. Сидоренко, С.О. Хан-Магомедова, и др.

Резюмируя многочисленные разработки указанного направления, авторы словаря-справочника по дизайну Г.Б. Минервин и В.Т. Шимко кроме понятия «художественный образ» в сфере дизайна выделяют также понятия «образ в дизайне» и «образ среды». Указанные авторы определяют образ в дизайне как эмоционально-чувственное представление о назначении, смысле, качестве и оригинальности произведения дизайнерского искусства, категорию эстетической оценки результатов дизайнерского творчества. Образ в дизайне, по их мнению, существенно отличается от аналогичного

Читайте также:
Чем можно обезжирить поверхность

понятия в других видах искусства, так как дизайн, с одной стороны, тесно привязан к прагматическому содержанию результатов своей деятельности, с другой – внешне не претендует на реализацию духовных целей художественного творчества [4].

Второе понятие «образ среды» трактуется Г.Б. Минервиным и В.Т. Шимко как «конкретное представление о средовом объекте, закрепленное в сознании его характерными чертами и визуальными впечатлениями, передающими эмоциональноэстетическое, духовное содержание этого объекта». Аналогично, с нашей точки зрения, можно охарактеризовать и понятие «образ» применительно к интерьеру, который является частью среды, одним из направлений средового дизайна.

Дизайн создает особый зрительный язык формы, «визуальный язык» (В. Гропиус). В этом языке знаками становятся пропорции, оптическая иллюзия, отношения света и тени, пустоты и объемов, цвета и масштаба. Человек как существо социальное не только воспринимает интерьер как функционально организованное пространство, но и понимает, осмысливает его. Интерьер для него не только среда обитания, но и знаки, которые являются необходимым условием его общения с другими людьми. Всякое культурное единство, всякая социальная система является всегда в то же время системой знаков, ибо всякая вещь, начиная от собственного тела человека, его движений и звучаний и кончая любым отрезком мира, может быть принципиально вещью социальной, вещью выразительной, то есть не только вещью, но и знаком, носителем смысла.

Внешним выражением художественного содержания является форма произведения. Понятие «форма» в широком смысле смыкается с понятием языка.

Рассматривая проблему образа в интерьерном дизайне мы считаем целесообразным выделение двух его составляющих: идеи как внутреннего содержательного компонента, и формы как совокупности приведенных к единству выразительных средств.

Анализ специальной литературы, музейных материалов, и практики работы современных интерьер-дизайнеров позволяет нам выделить следующие элементы формы интерьера:

а) планировочная и объемная организация внутреннего пространства помещения или ряда помещений;

б) пространственная форма и декор ограждения (объемно-пластическое или декоративное решение стен, пола, потолка; форма и декор оконных и дверных проемов);

в) особенности и организация системы освещения;

г) количество, особенности формы и декора мебели, оборудования;

д) роль и характер предметов декоративно-прикладного искусства, использование предметов изобразительного искусства и произведений декоративно-монументального искусства;

е) особенности цветового решения интерьера;

ж) основные материалы, используемые в интерьере.

Выразительными средствами интерьера являются симметрия или асимметрия, пропорциональность элементов, ритм, масштабные соотношения с человеком. Эти средства являются основой языка и архитектуры, они пришли в интерьер именно из архитектуры. Если же рассматривать специфику формирования проектнохудожественного образа в дизайне интерьера, то выделенные нами выше элементы его формы позволяют реализовать авторскую идею.

Анализ особенностей формы интерьеров ряда исторических стилей (готика, барокко, классицизм, модерн) позволяет проследить взаимосвязь формы и образа, выявить конкретные приемы формирования художественного образа интерьерного объекта.

Так, в готическом интерьере для создания образа торжественности, ирреальности, «полета души за пределы земного» использованы новый тип плана, поднятие высоты сводов, зрительного разрушения плоскости стен. Легкость и «устремленность ввысь» придается интерьеру стрельчатой формой арок, оконных и дверных проемов, сводов, а

также использованием профилировки опорных столбов и сводов. Усилению эффекта «ирреальности» способствуют витражи, обогащающие радужным мерцанием общую монохромную цветовую гамму собора.

В интерьерах барокко образ «пышной торжественности», грандиозности и богатства создается благодаря использованию криволинейных форм плана, сложной пластики ограждений (от колонн до ниш); эффектов освещения; введению сложного декора элементов ограждения, монументальных росписей; за счет формы, декора мебели и другого оборудования интерьеров; праздничного богатства цвета.

В классицистических интерьерах образ «строгой торжественности» и парадности формируется за счет строгости форм плана, симметрии, соразмерности всех деталей; использования в декоре ограждений элементов, приближенных к классическим ордерным построениям античности; четких и прямых линий в форме дверных и оконных проемов; спокойного освещения; приглушенной цветовой гаммы; ясных и гармоничных форм мебели и другого оборудования интерьера.

Атмосфера неуловимого настроения и лиризма интерьеров «модерна» создается архитекторами с помощью использования своеобразных планировочных принципов (перетекания пространств, ассиметрии и так далее); «текущих форм» оконных и дверных проемов, мебели и оборудования; активного использования в декоре помещения стилизованных форм флоры и фауны; сдержанной цветовой гаммы.

В рамках исторического стиля элементы формы интерьера становятся элементами особого зрительного языка, доведенного до совершенства. Современный интерьер-дизайнер постоянно сталкивается с задачей поиска форм, обладающих определенным ассоциативным значением. При этом образ «строгой торжественности», ассоциации «порядка» и «дисциплины» востребованы сегодня в интерьерах кабинетов руководителей разного уровня и административных зданиях, а ассоциации на уровне «благородной гармонии», «хорошего вкуса», «хорошего воспитания» привлекают пользователя интерьеров частных квартир и коттеджей. Лирическое настроение в интерьере кафе хотели бы создать некоторые из их владельцев, а «пышная торжественность» и сегодня уместна в интерьере дворца бракосочетания. Таким образом систематизация исторического опыта использования слагаемых формы как средства решения образных задач имеет своей целью рассмотреть возможность эффективного и обоснованного использования этих значений при проектировании современных интерьерных объектов.

Читайте также:
Технология циклевки паркета

1. Большая советская энциклопедия. Т. 24. М.: Сов. энциклопедия, 1974. 608 с.

2. Демосфенова Г.Л. К проблеме художественного образа в дизайне. М., 1980 // Труды ВНИИТЭ. Сер. Техническая эстетика. Вып. 23. 140 с.

3. Методика художественного конструирования. М.: ВНИИТЭ, 1978. 336 с.

4. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов [и др.]. М.: Архитектура, 2004. 395 с.

Художественный образ фотографии

Сегодня у нас не совсем обычная фотографическая тема и, следовательно, разговор будет призывающим к спору и размышлению. Предыдущие наши «Практикумы» рассказывали о том, как лучше всего передать то, что вы увидели (то есть об объективных признаках хорошей фотографии). В этот раз мы добавим эмоций и, следовательно, – субъективизма, немного пофилософствуем, поговорим об умении видеть и создавать впечатляющие образы, о том, что делает фотографию авторской, а фотографа – мастером.

«Краски морозного утра»

создание художественного образа

Светлая во всех отношениях и очень добрая фотография. Заснеженные деревья, птицы, река, церковь – вполне обычные атрибуты зимнего пейзажа средней полосы. Что делает эту фотографию интересной, наполняет эмоциями? Опять же социальный опыт зрителя. Два одинаково заснеженных и очень разных по форме дерева на переднем плане, как будто молча общаются друг с другом подсознательно ассоциируясь с парами – противопоставлениями: молодость/зрелость, мужское-женское, прямое-изогнутое. Очень удачно для подсознательного восприятия расположены птицы на ветках. Здесь и треугольник, и ритм и оппозиция одного к трем. Они не забирают на себя всего внимания, но вполне отчетливо читаются, оживляя цветными пятнами передний план и корреспондируя в диагонали с церковью на заднем плане. Церковь сама по себе очень яркий символ для абсолютного большинства людей. Многоплановость снимка создает очень глубокую перспективу, как бы подталкивая сознание к движению. Небольшой наклон русла реки и воздушная перспектива дополняют кадр спокойным движением.

Любая фотография – это, как сегодня принято говорить, «message», послание. И чтобы оно нашло своего адресата, фотограф должен быть мало-мальски психологом, отдавать себе отчет, к кому послание обращено и как оно будет воспринято. Человеческое восприятие – штука сложная и субъективная (у каждого протекает по-своему) – тем не менее, имеет некие характерные, общие для всех людей черты.

Да простят нас психологи за упрощение и возможные огрехи, но, поскольку речь пойдет о восприятии, придется вторгаться на их территорию. Так же как и всю окружающую действительность, человек воспринимает фотографию одновременно на нескольких уровнях: сознательном, подсознательном и бессознательном. На первом, зритель анализирует информационную составляющую, иначе говоря, смысловую нагрузку предметов и объектов, изображенных на фотографии. Телефон, авторучка, часы, очки, автомобиль, штакетины забора, кресло, телевизор, яблоки… все объекты, окружающие нас, имеют вполне определенную функциональную и социальную нагрузку. Человеческое сознание «распознает» объекты, анализирует их форму, фактуру, цвет, взаиморасположение и «генерит» гипотезу отношений, рождая первичные эмоции. Параллельно, в подсознании идет куда более сложный процесс: все то, что составляет фотографию, вписывается в контекст человеческой культуры и отдельно взятого социального опыта. Взять хотя бы яблоко – тут и Эдемский сад, и Елена Троянская, и бунинские антоновские яблоки, и дедушкина дача, на которой приключилась первая любовь. В глубинах памяти рождаются ассоциации, как правило, у каждого свои. Некоторые из них всплывают в локус* сознания, каждый со всей своей эмоциональной окраской, другие «нагружают» эмоциональную сферу зрителя непосредственно, минуя осознавание.

«Трудный выбор, которого нет»

создание художественного образа

Очень символичный и легко наполняющийся богатым смысловым содержанием снимок. Дорога, снег, кусты и три очень разных персонажа в кадре сразу наводят на грустно-лирические размышления. Однако при всем спокойствии и пасмурности снимка он наполнен движением жизни. Сознание «идентифицирует» с социальных позиций и оценивает роли персонажей в кадре: собака как будто остановившаяся в задумчивости «куда идти» и ее возможная принадлежность к другим персонажам или, напротив – потенциальная опасность; старушка не просто бредущая по обочине, а буквально уходящая «с дороги жизни»; мужчина нагруженный бременем забот, уверенно шагающий по «дороге жизни». Заснеженность, монотонность фона и невыразительные кусты только усиливают общее впечатление, не отвлекая внимания на себя. Подсознательно воспринимаемая диагональ дороги из правого нижнего угла в левый верхний, дополняет ощущение движения и преодоления. Равносторонний треугольник, образованный фигурантами этого кадра, гармонизирует снимок, а его наклон добавляет динамики. Глядя на эту работу, впору поразмышлять о трудностях жизненного пути и сложности человеческих отношений.

Читайте также:
Схема проводки в однокомнатной квартире

Кстати говоря, название фотографии или текст, присутствующий в изображении, идут по другому каналу восприятия (вербальных коммуникаций) и потому затрагивают иные струны человеческой души. Часто название (или комментарий) могут усилить впечатление, иногда изменить, а порой и ухудшить. Поэтому продумыванию соответствия названия картинке стоит уделять больше времени.

Но и это еще не все. Одновременно с этими процессами работает бессознательное «Я», о котором так много говорил Зигмунд Фрейд. Например, то же самое «золотое сечение» несет позитивные эмоции буквально на физиологическом уровне. Похожим образом могут «работать» и тональность снимка, характер линий, углы и контрасты, цветовая гамма и многое другое, неспособное достучаться до сознания, но вторгающееся со своим багажом в эмоциональную сферу. Так и рождается художественный образ, дающий неповторимый эмоциональный контекст, связанный с фотографией. То, насколько масштабны эмоции зрителя и определяет, в конечном счете, уровень художественности конкретного зрительного образа для конкретного человека.

«Светлое и темное»

восприятие художественного образа

Весьма лаконичный снимок, просто передающий красоту природного объекта. Здесь хочется остановиться только на одной интересной детали – зеленые травинки не несут смысловой нагрузки. Однако, расфокусированные и с трудом читающиеся на заднем плане, они одновременно поддерживают цветок и вносят толику движения в кадр. Белый цветок на темном фоне – сама чистота и нежность. Какие этот кадр вызывает ассоциации, как действует на подсознание? Здесь вряд ли разумны обобщения, поскольку красота природы абстрактна и действует на каждого из нас очень субъективно.

Согласитесь, по большому счету, не важно, какие эмоции, вызванные сильной фотоработой, преобладают: светлая радость или не менее светлая печаль, или гнев, или злость. Ведь искусство для того и существует, чтобы будить чувства и давать эмоциональный опыт, предостерегать и поддерживать, вселять надежду и облагораживать. Хотя, конечно же, любому нормальному человеку хочется положительных эмоций, и потому так естественно стремление к красоте, свету и радости.
Эмоции! Почему мы ставим их во главу угла? Наверное, потому, что все, к чему стремится человек, так или иначе связано со стремлением к определенному состоянию. У каждого это состояние свое, кому-то нужен адреналиновый драйв, кому-то уединение и покой, но все мы хотим именно эмоционального комфорта. Так нас запрограммировала природа. Попробуйте опровергнуть, если несогласны.
Но вернемся к практике. Вопрос: как добиться ярких, эмоциональных снимков? Конечно, универсального рецепта нет, и мы не ставили себе цели найти его. Сегодня мы хотим сформулировать одно простое и самое важное правило: фотография должна быть эмоциональной. Она может быть сделана в нарушение всех законов и принципов, но никогда хороший снимок не должен оставлять зрителя равнодушным. Именно к чувствам зрителя должен обращаться художник, поскольку восприятие на сознательном уровне, как это не парадоксально прозвучит, более субъективно и менее эмоционально, чем на бессознательном. Но это о фотографии как искусстве, об обращении к большим аудиториям, если взять совсем глобально – ко всему человечеству.

«Не подходи ко мне…»

восприятие художественного образа

Эту фотографию трудно назвать портретом в прямом смысле, но она интересна для рассмотрения. Первое, что бросается в глаза – несоразмерно большая рука на переднем плане. По размеру и весу она не просто спорит с лицом, она доминирует. Такое положение руки явно не добавляет женственности и привлекательности образу. Бокал с коньяком тоже не вполне женский атрибут и тоже на переднем плане. Такой снимок можно было бы назвать «портрет руки с коньяком». Однако вместе с положением головы и выражением лица создается достаточно целостный образ отрешенности и независимости, как бы отгороженности от зрителя. Даже не очень явно присутствующий в кадре перстень в форме крестика словно отгоняет злых духов. И согласитесь, что-то в этом образе притягивает. Возникает подсознательное желание нарушить это отрешенное уединение.

Правда, большинство фотолюбителей таких целей не ставят, а фотографируют для удовольствия – как собственного, так и близких людей. Что важно в этом случае? Чаще всего фотографируют портреты – индивидуальные или групповые: Вася, Маша и Петя на природе, мы с Машей на фоне Рейнского собора, просто Маша на пленэре. И здесь одной констатацией – я, Маша и собор не обойтись, нужно, чтобы Маша осталась довольна тем, как цвет соборной кладки оттеняет природную белизну (или мягкую теплоту загара) ее кожи. Проще говоря, нужно сделать комплимент. И чем лучше вы будете знать персонаж, который фотографируете, чем лучше будете представлять, каким он сам хотел бы себя видеть, тем выше вероятность, что впоследствии ваша Маша поместит карточку в семейный фотоальбом и будет глядеть на нее с удовольствием, а на вас с восхищением. Эмоции на первом месте!

Проходит время, накапливается опыт и у человека с фотоаппаратом появляется желание сделать фотообраз, передающий его настроение, состояние души. Появляется желание поделиться увиденным, стремление к самовыражению и самореализации через фотоискусство. Вот тогда, собственно, и рождается Фотограф.

Читайте также:
Труба ПНД: что это такое, расшифровка, размеры и характеристики трубы ПНД

И под занавес темы несколько слов о сознательном и бессознательном в работе фотографа. О том, можно ли измерить алгеброй гармонию и стоит ли к этому стремиться. Можно взять фотоаппарат, навести его на любой объект и пытаться выстроить композицию: согласуясь с правилом трех третей, выискивая диагонали, треугольники, «точки внимания», делая акцент на переднем или заднем плане (подробно о построении гармоничной композиции мы писали в номере) – это осознаваемая часть работы. Можно поступить иначе: не строить кадр из того, что первым туда попало, да и вовсе его не строить, а поискать видоискателем какой-то красивый объект, фрагмент действительности, который не оставит вас равнодушным и не оставит равнодушным зрителя, будучи вырванным из событийного контекста. Постоянно практикующий фотограф вычленяет подобные «картинки» даже не имея в руках фотоаппарата. Он не пытается слепить «красоту» посредством технических приемов, а видит ее, а уже затем при помощи знаний и опыта, используя технические приемы и правила композиции, старается подчеркнуть, сделать ярче, максимально передать свои впечатления зрителю. В этом случае основная работа происходит на подсознательном уровне, а значит больше шансов, что снимок найдет отклик в сердцах зрителей: повторим еще раз, бессознательное восприятие более объективно, чем сознательное. Таким образом, мастерство фотографа проявляется в умении необыденно фотографировать (а прежде всего видеть) обыденные вещи, именно обыденные, тысячи и тысячи раз виденные, и только на фотографии впервые «заигравшие» по-особому, заряжающие яркими эмоциями. Тут надо оговориться: умение видеть – это как музыкальный слух – у кого-то он лучше, у кого-то хуже, у кого-то он абсолютный. Те, кто этой способности лишен, используя нехитрые правила, о многих из них мы уже рассказывали, могут создавать добротные качественные снимки, технически безупречные. Но для создания талантливых фотографий, для фотографий как произведений искусства умение видеть обязательно, и его, как и музыкальный слух, можно и нужно развивать, превращая в точный инструмент. А самое главное «душа обязана трудиться…», тогда будет развиваться и вИдение и мастерство.

«Один в поле воин» – восприятие художественного образа

Очень динамичная, экспрессивная фотография. Одиночество, пронзительность света, колючесть холода. Наклон линии горизонта, как правило, нежелателен, однако здесь именно этот прием наполняет снимок движением, борьбой и преодолением. Какие у вас возникают ассоциации, мысли, эмоции? Попробуйте сформулировать сами.

В немалой степени на подсознательное восприятие изображения влияет конечно же цвет. Как известно, цвет может быть спокойным и агрессивным, теплым и холодным.
Включая в свой кадр, определенный набор цветов, гармонизируя общую тональность или создавая контрастную, противоречивую гамму, можно настроить зрителя на то или иное эмоциональное состояние. Создать своего рода прелюдию для последующего восприятия.
Еще больше усилить эмоциональную нагрузку кадра можно и формой включаемых в кадр объектов. От того, какие линии формы предметов будут преобладать в кадре, будет зависеть и эмоциональное воздействие на зрителя.
Плавные, округлые формы и линии в кадре настраивают на спокойные, положительные эмоции на бессознательном уровне, а острые углы и жесткие линии способны наоборот – подчеркнуть ритм, движение, экспрессию и даже агрессию фотографии.

Международный журнал

гуманитарных и естественных наук

Давыдова, Е. М. Роль художественного образа в проектировании комплекта мебели для сферы услуг / Е. М. Давыдова, В. Ю. Радченко, Т. Д. Казакова. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – 11. – С. 6-11.

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ПРОЕКТИРОВАНИИ КОМПЛЕКТА МЕБЕЛИ ДЛЯ СФЕРЫ УСЛУГ

Е.М. Давыдова , старший преподаватель

В.Ю. Рад ченко , старший преподаватель

Т.Д. Казакова, магистрант

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

Аннотация. Статья посвящена разработке художественного образа комплекта м е бели, предназначенного для использования в сфере услуг, связанных с эстетикой красоты рук. Определена роль художественного образа в дизайне интерьера. Обоснованы осно в ные принципы выбора художественного образа в современном дизайн-проектировании: соблюдение требования функциональности и эргономичности; соответствие принципам эстетики и гармонии; отражение актуальных тенденций дизайн-проектирования; соо т ветствие окружающей предметной среде. Предложены три варианта дизайн-концепции комплекта мебели, предназначенного для мастера маникюра. Показано, как выбор худ о жественного образа влияет на окончательный вид дизайн-продукции.

Ключевые слова: дизайн интерьера, принцип художественности, художественный образ, комплект мебели, композиция, принципы формообразования, цветовые характер и стики.

Введение. Поиск художественного о б раза является одним из важных этапов д и зайн-проектирования. Данный этап пре д полагает выбор и объединение таких эл е ментов дизайн-композиции, как линии, цвет, свет, форма, пропорции и т. п. [1]. Мебель, как один из объектов дизайна, я в ляясь предметом интерьера, должна обл а дать не только функциональными и техн и ко-экономическими свойствами, но и эст е тическими, она должна отличаться худ о жественно-конструкторскими достоинс т вами. Соответственно, при проектиров а нии мебели дизайнеру, как отмечают мн о гие исследователи, необходимо руков о дствоваться принципом художественн о сти, основанным на эмоционально-образной худ о жественной составляющей проектирования [2]. Принцип художес т венности дизайна пр о является в образно-стилевых, концептуальных и композиц и онных решениях, т. е., в пе р вую очередь, в выборе формы изделия и его цвета.

Читайте также:
Терморегулятор для теплого пола: вот где экономия

В данном дизайн-проекте на основе принципов модульности и эргономичности разработан концепт комплекта мебели для мастера маникюра, состоящий из ман и кюрного стола, подвесной полки, вр а щающегося органайзера и шкатулки (по д робнее об этом см. [3]). Задача следующ е го этапа проектирования заключается в выборе художественного образа для ук а занного комплекта мебели.

Принципы выбора художественного образа. Любой объект дизайна должен, в первую очередь, выполнять свое утил и тарное назначение, но при этом он не пр о сто отвечает эргономическим требован и ям, соответствуя физическим особенн о стям человека, он способен к созданию психологического комфорта для человека, а также, по мнению О.Б. Чепуровой, он должен приводить к гуманизации, гуман и таризации, экологизации культуры быта в современном обществе [4].

В основу формообразования мебели м о гут быть положен ы различные способы ст и лизации:

1) бионическая стилизация, построе н ная на использовании в разрабатываемом дизайн-объекте особенностей форм, пр и сущих природе [5];

2) грубая геометрическая стилизация (прямоугольник, треугольник, квадрат и т. д.);

3) мягкая геометрическая стилизация (овал, кру г, волнистые формы и т. д.);

4) объединение грубой и мягкой ге о метрических форм (прямоугольник со скругленными углами, треугольник со скругленными углами и т. д.).

Нередко при проектировании мебели используется метод художественного форм о образования, когда для дизайн-концепции заимствуются образы на основе различных ст и лей искусства, например, сюрреализма, футуризма, экспрессиони з ма, кубизма, супрем а тизма и т. п. [6]. При этом художественные образы в дизайне могут использоваться тремя разными сп о собами: геометрический тип – использов а ние упрощенных, схематичных о б разов, простых геометрических форм; ассоци а тивный тип – опора на отвлеченные, абс т рактные образы; изобразительный тип, о с новывающийся на реалистичных образах. Выбор того или иного художественного образа позволяет создать в проектируемом предмете интерьера художественную и н дивидуальность, авторскую неповтор и мость, придать мебели оригинальность, образность и новизну [7].

Следующим компонентом художес т венного образа является цвет. Цвета им е ют значительную эмоциональную выраз и тельность и воздействуют на психофизи о логическое состояние человека. Люди по-разному воспринимают разные цвета и их сочетания, испытывают разнообразные чу в ства и ассоциации: цвет может создавать жизнерадостное настроение или раздражать, может повышать работоспособность или снижать ее. Цвет может влиять также на зрительное восприятие пространства: одно и то же помещение в зависимости от его цвета может казаться больше или меньше. Пр а вильное использование свойств цвета п о звол я ет выбрать ту цветовую гамму, которая сделает помещение гармоничным. Выбирая цветовую гамму для дизайн-объекта, нео б ходимо учитывать назначение данного об ъ екта, его окруж е ние при использовании, а также исходить из решаемых эстетических задач [ 8 ].

Цветовая гамма предметов интерьера должна быть гармоничной (в соответствии с законами цвета), должна положительно воздействовать на психику человека, уч и тывать современные стилевые направл е ния, а также отражать предназначение объекта [ 9 ]. Для современных интерьеров характерно преобладание теплой цветовой гаммы. Основным цветом мебели чаще всего является белый или цвет дерева, н е редко в сочетании с черным и с добавл е нием цветных вкраплений, в качестве к о торых наиболее популярны оттенки зел е ного, желтого, синего цветов [10].

Выбор художественного образа для комплекта мебели. Исходя из назначения проектируемого комплекта мебели – и с пользование его в маникюрных салонах, пари к махерских, и с учетом актуальных тенденций в современном дизайне интер ь ера в данном проекте разработаны три в а рианта дизайн-концепции комплекта м е бели для мастера м а никюра с точки зрения соотношения цвета и формы.

Как уже было отмечено ранее, актуал ь ной тенденцией выбора художественного образа в современном дизайне является ориентация на неклассическое искусство. Первый вариант дизайн-концепции (рис. 1) характеризуется стилизацией, основа н ной на творчестве Пита Мондриана – н и дерландского художника-абстракциониста, родоначальника неопл а стицизма, а также абстрактной и нон-фигуративной живописи. Наиболее узн а ваемой работой художника является раб о та « Composition with Red, Yellow, Blue and Black» (« Композиция с Красным, Желтым, Синим и Черным») . «Геометрическая» а б страктная живопись (неопластицизм) б а зируется на абстрактном использовании геометрических ф и гур.

Читайте также:
Штукатурка из мраморной крошки для декоративных наружных работ на фасаде

Интерьер в деталях

Декор интерьера – это завершающие штрихи, придающие интерьеру законченность и особый шарм.

Подбором декора занимается специально обученный человек – декоратор, это специалист по художественному оформлению и украшению интерьеров. От его работы зависит не только насколько красиво будет в помещении, но и насколько интерьер будет удобен и функционален.

Опираясь на планировку и эстетику пространства, декоратор подбирает аксессуары и размещает их на тех местах, где они будут находиться.

В технике декорирования не бывает мелочей, поскольку каждая подушка, скатерть и статуэтка, должны гармонично смотреться в интерьере и сочетаться между собой.

Предназначение декора – создать уникальный художественный образ помещения.

Содержание статьи:

Чем так важен декор и можно ли обойтись без него

Декор важен для дизайнерского оформления пространства и последующего восприятия помещения заказчиком. Декор позволяет добавить/приглушить освещение комнаты, выделить те или иные цвета, расставить акценты. Еще одним преимуществом грамотного декора, является возможность изменить характер оформления обстановки, и при этом не нужно принимать каких-либо кардинальных мер.

В то время, как дизайнеры полностью сосредоточены на создании заказанного интерьера, декораторы, опираясь на мнение заказчика и дизайнера, предлагают наиболее удачные пространственно-композиционные решения. Декорирование предполагает грамотную расстановку акцентов и важных деталей, отражающих индивидуальность архитектуры помещения и его владельцев.

В зависимости от того, какие задачи ставит заказчик, декор может быть ведущим в оформлении помещения или играть второстепенную роль. Ведущая рель предполагает наличие определённых архитектурных композиций, элементов декора, которые подразумевают определенную эстетическую нагрузку. Наиболее часто – это и есть изюминка, которой отведена ключевая роль.

Решающим фактором в восприятии интерьера может стать зеркальная стеновая панель или несколько деталей, которые объединяют идею оформления в единую целую композицию. Когда декору отводится второстепенная роль, дизайнеры изначально создают такие пространственные решения, где декоративным элементам отведено минимум места. Такой интерьер в дальнейшем будет сложно менять в зависимости от настроения, не затрагивая при этом его главный конструктив.

Продумать декор необходимо еще на этапе создания проекта интерьера, поскольку выбор того или иного решения, влияет на архитектуру и дизайн будущего образа помещения. К предметам декора, которые наиболее часто используются в оформлении, относятся предметы, приобретение которых не обусловлено только одной функциональностью. Это красивый текстиль, ковры, вазы, корзины, скульптуры, различные дизайнерские композиции из дерева, металла, сухих цветов и т.д.

Когда в интерьере отсутствуют декоративные элементы, помещение выглядит пустым. По этой причине, крайне важно подобрать каждый из элементов по цвету, размеру, текстуре, чтобы создать единую картинку идеального восприятия.

Законченность интерьера заключается в деталях, штрихах, поскольку каждая мелочь имеет свое предназначение и смысл.

Принципы декорирования интерьера

Декор интерьера отвечает за единую идею дизайна интерьера.

Главные принципы декорирования:

Удобный и практичный интерьер. Даже самые восхитительные дизайнерские композиции со временем начнут раздражать, когда, к примеру, их надо постоянно обходить, это доставляет неудобство владельцам помещения. Поэтому прежде всего – практичность, с учетом пожеланий заказчика. Необходимо понимать, какое количество людей будет находиться в том или ином помещении, какие функции возложены на ту или иную комнату и т.д. Часто бывает, что владельцы оформляют некоторые комнаты под нужны гостей, это также следует учитывать в декоре.

Единство дизайна и идеи. Необходимо придерживаться единого стиля всего дома, сюжетной линии. Отделочные материалы, обои, мебель и текстиль – все должно сочетаться между собой, дополняя друг друга. Важно, чтобы идея архитектурного оформления помещения и его декор, были ненавязчивыми и нравились всем обитателям дома.

Яркая индивидуальность. Чтобы добиться эффектного восприятия общего пространства и каждой комнаты отдельно, необходимо использовать оригинальные аксессуары, стильно оформленные декоративные подушки, фактурный текстиль, фотографии на стенах. При создании декора, обязательно учитываются не только пожелания владельцев, но и их стиль и образ жизни, мышление, привычки. Подробное изучение пристрастий хозяев помещения, поможет создать нужную атмосферу.

Чувство меры. Множество уникальных, красивых и эксклюзивных предметов, все вместе, не вызывают хорошее впечатление. Необходимо придерживаться определенной умеренности и такта в декоре, чтобы добиться нужного эффекта. Не стоит путать холл дома с картинной галереей или выставлять весть фарфор в доме на показ. Такие излишества неприемлемы, лучше – менять предметы декора, чередуя их, чтобы интерьер помещения был не перегружен лишними формами и деталями.

Художественный образ в домашней обстановке

Художественный образ – стиль – язык

У каждого времени свое лицо, свой образ, свои мелодии и ритмы. Когда мы видим величественные египетские пирамиды или храм Василия Блаженного, слушаем музыку Баха, Моцарта, Чайковского, читаем былины и народные предания, сочинения Шекспира или Дюма, Пушкина или Чехова, мы проникаемся атмосферой ушедших времен, мы узнаем людей, которые жили тогда. Последующие поколения лучше поймут наше время, если будут слушать музыку, читать книги, рассматривать картины и скульптуры нашей эпохи. Ведь современное искусство — это то, в чем воплощается наш мир, мы с вами. И по тому, что сейчас создано, потомки будут судить о нас.

Читайте также:
Фанера ФСФ. Свойства, характеристики, виды и цена фанеры ФСФ

Художник и скульптор, композитор и исполнитель, поэт и писатель, режиссер и актер нуждаются в контакте со зрителем, слушателем, читателем, которые соучаствуют в творческом процессе, сопереживают ему. Чтобы приблизиться к искусству, войти в мир художника, приоткрыть для себя уникальность личности творца, не обойтись без понимания таких категорий, как художественный образ, стиль, язык.

Художественный образ — это обобщенное представление о действительности, выраженное языком искусства отношение к жизни, к окружающему миру, выраженное языком искусства.

Раскрывая свой внутренний мир, художник всегда настроен на волну своего времени со всеми его тревогами и радостями, предчувствует те или иные перемены. Поэтому и становится возможным создание художественного образа эпохи.

Художественный образ часто по­нимается как часть произведения искусства. Например, образ главно­го героя, образ природы и т. п. В опере, балете и программной му­зыке это может быть тема, лейтмо­тив, являющиеся постоянной об­разной характеристикой персона­жа. Например, тема«Прогулки» в сюите М. Мусоргского «Картинки с выставки», лейтмотив феи Карабос в балете П. Чайковского «Спящая красавица» и др.

Художественный образ можно понимать и как способ бытия про­изведения искусства, взятого в це­лом. В этом случае имеется в виду выразительность произведения, его воздействие на зрителя, слуша­теля, читателя.

Художественный образ отличает единство внутреннего духовного содержания и внешнего матери­ального воплощения.

Рассмотрим образы некоторых произведе­ний искусства.

Величественно и бесстрастно взирает каменный сфинкс – хранитель вечности. Ему недоступны душевное смятение и тревоги. Человек же испытывает разнообраз­ные чувства: печаль и радость, лю­бовь и ненависть, восхищение и презрение, гордость и смирение. Эти чувства овладевают и художни­ком, который облекает их в фор­мы, присущие его времени. Эти формы диктуются стилем эпохи и художественной манерой мастера.

Портрет юноши в золотом вен­ке написан неизвестным египетс­ким художником ещё в начале II в. Огромной притягательной силой обладает этот образ. В нём всё прекрасно: большие выразительные глаза, изящный поворот головы, лёгкие завитки волос, прямой нос, пушок над верхней губой и едва уловимая улыбка. Смуглое лицо от­теняет венок из тонких золотых пластин и белый цвет одежды. В портрете сочетаются юношеская мягкость черт лица и волевой, ре­шительный взгляд, направленный прямо на зрителя.

Французский скульптор О. Ро­ден запечатлел в бронзе подвиг, ко­торый совершили знатные люди города Кале в XIV в. Во время оса­ды они по требованию англичан должны были прийти к ним в ла­герь, чтобы отдать ключи от горо­да. Босые, в лохмотьях, с верёвками на шеях , они пришли на верную смерть для спасения всех жителей города. Скульптурная груп­па наполнена драматизмом, эмоцио­нальностью, ощущением духовной напряжённости героев, лаконич­ностью и глубиной характеристи­ки каждого из них. Такой образ родился благодаря беспокойному, дробному ритму композиции, рез­ким контрастам фигур, напряжён­ности поз и жестов.

Главные персонажи картины «Вихрь» русского художника Ф. Ма­лявина – крестьянки в ярких наря­дах. Всё полотно заполнено буйным вихрем красок, полыхающим коло­ритом, развевающимися в пляске юбками и шалями, среди которых мелькают разгорячённые лица жен­щин. Преобладающий красный цвет словно теряет свойства предметно­го мира и приобретает символичес­кое значение. Он ассоциируется с огнём, пожаром, неуправляемой сти­хией русской души. Формы и крас­ки наплывают друг на друга, созда­вая внутреннее напряжение. Смелая живопись Малявина с её крупными фигурами, неглубоким простран­ством и необычайно звучным цве­том подчёркнуто декоративна. В её сюжете можно увидеть надежду на духовное возрождение русского на­рода. Художник акцентирует мощ­ное стихийное начало в женских образах, придавая им значитель­ность и монументальность.

Стиль (от греч. stylos — буквально палочка для письма) означает почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества. В искусстве различают стиль эпохи (исторический), национальный стиль (принадлежность тому или иному народу), индивидуальный стиль конкретного художника в широком смысле этого слова. Характеризуя стиль в архитектуре, говорят, что «стиль — это эпоха», в других искусствах — в живописи, музыке, литературе — «стиль — это человек».

Язык любого искусства помогает услышать в произведении живой голос художника, многовековую мудрость народа. Выразительность, эмоциональность, образность языка живописи и графики, музыки и скульптуры, поэзии и танца обеспечивают композиция, форма, т.е. фактура, ритм, тон, интенсивность. Это общее — в языке искусств.

При этом каждый вид искусства говорит своим языком: живопись —цветом, графика — линией и пятном, скульптура — объемом, музыка — звуком, интонацией, танец — пластикой жестов и движений, литература — словом. Авторы в своих произведениях с помощью специфичных для того или иного искусства средств выражения расставляют смысловые акценты, выделяют самое существенное. Это позволяет им передавать зрителям, слушателям, читателям различные чувства, доносить до них содержание своих произведений.

Читайте также:
Шиберная задвижка: разновидности, применение, способ установки

Чтобы научиться разбираться во всем многообразии искусства, надо понять образный строй художественного произведения, принадлежность к определенному стилю, направлению.

Это единственная картина Веласкеса, на которой король и королева изображены вместе, но очень неотчетливо, схематично. Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является ее дядей. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью.

Действие, запечатленное на ней, происходит в одном из помещений дворца, превращенном в мастерскую живописца. В центре комнаты стоит маленькая белокурая принцесса Маргарита, которой одна из фрейлин подает кувшин с питьем. Другая фрейлина присела в почтительном поклоне. Сцена поднесения питья инфанте определяется дворцовым этикетом, строгим порядком церемонии и воспроизведена художником во всех деталях.

Молодых фрейлин, с детства служивших у принцессы, называли «менинами», отсюда название картины. Изображенная на полотне группа исполнена необычайной грации, а живая игра света и блеск красок придают ей вид изысканного цветника. Справа от принцессы – фигура любимой карлицы и мальчика-карлика, который толкает ногой большого сонного пса. Эта группа обрамляет центральную сцену справа. Слева изображена часть большого холста, повернутого к зрителю обратной стороной. Перед ним в задумчивости застыл живописец. Чуть дальше выделяются фигуры двух придворных, а в глубине картины, в дверном проеме, – силуэт еще одного человека, отводящего рукой занавес. Растворенная дверь углубляет пространство комнаты, оттуда струится свет, наполняющий комнату переливами красных, золотистых, розовых и зеленоватых тонов одежд. Стены комнаты украшены большими живописными полотнами. Почти все лица присутствующих обращены на зрителя.

Существуют различные толкования сюжета и жанра картины. Ее можно рассматривать как портрет инфанты Маргариты, младшей дочери короля, которая была всеобщей любимицей во дворце и всегда находилась в центре всеобщего внимания. Возможно, автор хотел представить одну из дворцовых сцен с инфантой, расширяя границы обычного портретного жанра. Но принцессу на картине окружают не просто придворные, а конкретные исторические лица, изображенные с достоверным сходством, и художник возле холста – это сам Веласкес. Все это позволяет говорить о картине как о групповом портрете.

Можно также рассматривать сюжет картины как одну из сцен повседневной дворцовой жизни или как творческий процесс создания живописного произведения. Но что изображает живописец, двойник Веласкеса, на огромном холсте? На кого направлены все взгляды присутствующих? Среди полотен, размещенных на дальней стене, одно словно светится изнутри. Это не картина, а зеркало, в котором отражается королевская чета, Филипп IV и Марианна Австрийская. Они незримо присутствуют за пределами картины, на них направлены почтительные взгляды придворных, в них, отступив от полотна, всматривается художник. Так художник расширяет сюжет картины, включая в реальное действие домысливаемый объект и самого зрителя. А сцена с инфантой становится лишь звеном в синтезе видимого и представляемого.

Среди всех действующих лиц живописец занимает довольно скромное положение, что соответствует его социальной роли, но то, что он изображен в процессе творчества, позволяет иначе взглянуть на его роль в общем замысле картины. Это благодаря ему все, изображенное на холсте, приобрело реальное существование. Он – истинный господин положения, а короли, призрачное отражение которых мерцает в зеркале, не являются высшей духовной силой и вынуждены быть лишь свидетелями триумфа Творчества. Великолепное разнообразие фигур, светлых и темных, обозначенных контуром и погруженных в полумрак, находится в зависимости от света и цвета, которые не только расставляют необходимые акценты, но и все объединяют.

Па́бло Пика́ссо (1881-1973) — испанский художник, скульптор, график, керамист и дизайнер.

Менины (1957), Музей Пикассо, Барселона

В последние годы жизни Пикассо пишет несколько картин по мотивам работ старых мастеров. Среди них 44 вариации «Менины» (около 1656) Диего Веласкеса. На картине Веласкеса сам художник стоит перед большим холстом. Маленькая принцесса (инфанта) Маргарита расположена в центре, в окружении фрейлин. Ее родители, король и королева, изображены отраженными в настенном зеркале. Пикассо сохранил композицию картины, но при этом трансформировал каждую деталь. Так, например, гигантский мастифф Веласкеса превратился в маленькую комнатную собачку, моделью для которой, возможно послужила одна из собачек самого Пикассо.

• Рассмотрите изображения на слайдах. Какие чувства они вызывают у вас? Почему?

• Послушайте несколько фрагментов музыкальных произведений.

Обсудите, какой эмоциональный отклик вызвало у вас то или иное произведение.

• К какому стилю — историческому, национальному, индивидуальному — можно отнести эти произведения искусства?

• Какие из этих произведений созданы современными авторами?

• В чем специфика средств выразительности каждого из этих произведений? Какие особенности языка помогают понять и почувствовать эти образы?

• Как вы понимаете выражения: «стиль — это эпоха» и «стиль — это человек»?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: